} ?>

Отзыв о фильме «Монах и бес»

15.08.2017

Фильм про монаха и беса

Юрий Арабов пишет умные сценарии. Юрий Арабов всматривается в своих героев - в той же мере преднамеренных, сколь и случайных. Художник-оформитель, Ленин, Гитлер, Бродский - кто угодно. Арабову интересен человек. В своих сценариях Арабов не судит, а вдумчиво сострадает. Его герои страждут - он пытается понять их мотивы. В одном из интервью Арабов говорит: "...для того, чтобы общество было гуманнее, а власть возвышалась над среднестатистическим гражданином, то есть была бы милосерднее, нам, кинематографистам, нужно просто не молчать о людях."

"Монах и бес" - сильное кино, один из лучших отечественных фильмов 21 века. Это странное, удивительное кино. Притча-анекдот, рассказчик которой серьезнеет на глазах; история развивается от мистического фарса до психологической драмы.

Николай Досталь попросил Арабова написать сценарий на тему "монах и черт". Ранее сценарист уже разрабатывал похожую историю - речь о "Фаусте". Нужно было найти новый "разворот" сложной темы, написать сценарий доступного кино, лишенного "порока" элитарности. Мне-то кажется, что сценарий вообще не может быть "элитарным". А кино - да, может, в том смысле, что жажда художественного поиска может взять верх над стремлением сделать поиск осмысленным. В общем, Арабов написал сценарий специально для Николая Досталя, умеющего снимать просто, ясно, проникновенно. Вспомним его фильм "Облако-рай", я писал о нем.

Настоятель и монах

И все же, цель есть. Арабов всегда рассказывает интересные истории. Досталь внимательно перенес одну из них на экран. То, что история кажется кому-то неубедительной - вполне естественно. Мне близка точка зрения кинокритика Ивана Афанасьева. Он характеризует фильа, как "удивительно странное, старомодное произведение, которое сочетает несовместимое: сатиру на церковь и религиозный экстаз, трикстерные проделки Легиоши и духовную атараксию Ивана, атеизм и высокую веру. Это очень неровный, местами слегка избыточный, а кое-где наоборот слишком недостаточный фильм."

отличный российский фильм 2016 года

Прекрасно, на мой взгляд, Иван Афанасьев объяснил то, что не удается коротко сделать мне. В этой раздвоенности, кажущейся нецельности проявляется замысел. Вообще, кино - как бы образ того, что происходит в душе современного приличного человека. Он мотается между бесом и праведником.

фильм-притча Монах и бес

Его путь - не путь Ивана, Семенова сына, который преодолел искушения, спасся сам и помог бесу превратиться в человека.

Его путь - не путь беса Легиона, который встал на путь исправления и пришел к обитель трудиться во славу Божию.

Его путь - совмещение обоих дорог. И до поры до времени непонятно, как это возможно - шагать одинаково бодро по обоим путям. Надо делать выбор. Приходится делать выбор. Но обратим внимание на то, что не предусмотрено дороги, приводящей к безверию и тоске душевной. И это нравственный выбор авторов. Арабов искусно сплел историю, допустил избыточность и недостаточность, подробные объяснения и недомолвки, умолчания и велеречивость - и виртуозно поставил духовные вопросы прямо в глаза удивленному зрителю. Досталь мастерски расставил акценты и максимально приблизил историю монаха и беса, получился эффект правдоподобного сказа, будто внимательно рассматриваешь жизнь через особый окуляр воображения - на-те смотрите, какая "штука" однажды приключилась...

Кадр из фильма "Монах и бес"

Этот фильм невозможно игнорировать, никак не получится от него отмахнуться. Он замедляет зрителя и задерживает наше внимание хотя бы на время, проведенное перед экраном.

Этот фильм сделан с верой, и это много больше, чем фильм о вере. Это то же самое, о чем говорит Арабов: "Я могу лишь написать, как становятся Серафимом (Саровским), но не саму святость. Путь героя, но не его конечное состояние."

И этот фильм - честно пройденный путь самих авторов, думаю, что и всей съемочной группы.

фильм про монаха и беса


Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.