Эмиль Рейно – создатель мультипликации

Первые мультфильмы Эмиля Рейно

Эмиль Рейно в 1877 г. воспользовался для своего праксиноскопа не­которыми ставшими традиционными сюжетами зоотропов, улучшая их, прежде чем сочинить новые. Следуя Штампферу и Плато, Рейно использо­вал   глубину   поля    зрения. (Использование «глубины поля зрения» — способ постановки, который заставляет персонажей вперед и назад, и наоборот, а не только в одном плане. «Поле» в данном случае – пространство, снятое камерой.)

Его  предшественники  ограни­чивались тем, что заставляли свои персонажи (одно лицо или пару) вер­теться на месте. Эмиль Рейно заставлял удаляться и приближаться уже несколько групп вальсирующих пар, конькобежцев, школьников, клоу­нов. Он использовал также крупный план, заимствовал его у своих более отдаленных предшественников. Наконец, снимки Мьюбриджа и Маре по­казали ему, как заставить своих лошадей идти правильным галопом.

Первая лента Рейно, сделанная им для своего оптического театра, – «Клоун и его собаки» — демонстрировала сюжет с участием животных, ставший классическим еще со времен Плато. Здесь Рейно заменил бес­конечный цикл простых движений более сложными вариациями. Эта пер­вая проба была лишь прологом к подлинному спектаклю.

Сюжет «Хорошей кружки пива» — так называлась следующая лента Рейно — также был заимствован из репертуара зоотропа. Героем сюжета был любитель выпить. Однако действие здесь уже усложняется. На этом простом сюжете Рейно создает фарс, или, как бы мы  теперь   сказали, – скетч, под очевидным влиянием модных тогда комических антре и пантомим.

Действие «Бедного Пьеро» свободно от какого-либо влияния. Пьеро ухаживает   за   Коломбиной,  но  его   одурачивает и избивает Арлекин. Фильм продолжается двенадцать минут и сопровождается пением куплетов.

Эта    попытка   создания     рисованного      театра — «блестящая пантомима», как гласила афиша музея Гревен.

Наилучшим и наиболее сложным произведением Рейно является фильм «Вокруг кабины». В этом фильме, который продолжается пятнадцать минут, отчетливо различимы отдельные сцены или картины, почти «эпизоды».

В начале фильма забавы и проделки купальщиков создают атмосферу пляжа, дополняемую нескончаемым полетом чаек. Полет чаек был «гвоз­дем» фильма, так как представлял собой новинку, неизвестную театру. Завязывается несложная интрига, разработанная живо и остроумно. Паричка парижан приезжает на пляж. Какой-то гуляка начинает ухажи­вать за парижанкой и получает пощечины за то, что подглядывает, как она раздевается в кабине. Пока парочка плавает, гуляка запирается в кабине парижанки. После небольшой потасовки фильм заканчивается планом проплывающей лодки, на развернутом парусе которой написано: «Пред­ставление окончено».

Эмиль Рейно / Charles-Émile Reynaud

Фильм «Вокруг кабины» содержит все характерные особенности со­временной мультипликации: метраж, законченный сценарий, типичные персонажи, трюки, хорошо разработанную тему, музыкальное сопровож­дение, отличные декорации и изумительные краски.

Рейно, кроме того, удалось то, что для многих его последователей было недосягаемо: его нарисованные персонажи, созданные с легким юмором и иронией, были не карикатурами или безличными фигурками из каталога новинок, а живыми людьми. Его парижанка и гуляка человечны. Они так же далеки от веселой фантастики мышонка Микки и утенка Дональда, как и от слащавой банальности Белоснежки и ее Прекрасного Принца, если воспользоваться для сравнения персонажами Диснея.

«Мечты у камина» навевают воспоминания, возвращают к прошлому. Но эта лента, насколько мы можем судить (она была уничтожена), далеко не обладала каче­ствами «Вокруг кабины». Немногое можно сказать и о так называемых «фотосценах», в которых Рейно использовал фотографию, если не считать, что он применил так называемый американский план в «Пер­вой сигаре», чтобы лучше показать мимику актера Галипо, играющего в этой картине.

Жорж Садуль “История киноискусства” Гл. II ” Первые движущиеся картинки Луи Люмьера”

Глава I “Изобретение аппаратуры”

Тауматроп

Штампфер и Плато

Кинодороги

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>