Свой среди чужих, чужой среди своих

Первый фильм Никиты Михалкова

Первый полнометражный фильм Никиты Михалкова ошеломляет.

Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"В начале 80-х годов прошлого века в дневное время главный (едва ли не единственный) канал отечественного телевидения показывал художественные фильмы. Они шли по будним дням и если название фильма обещало хотя бы малую толику острого сюжета, то многие школьники, испытывающие визуальный приключенческий голод, со всех ног спешили по домам, чтобы успеть к началу показа. Как правило – не успевали, фильмы начинались слишком рано. Вот и в тот день, не успев влететь в квартиру, я шмякнул ранцем об пол и ринулся к телевизору. Нажал на кнопку – что за фильм? «Свой среди чужих, чужой среди своих» – название интриговало, можно было надеяться, что будут «свои» и «чужие», Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"а значит – противостояние, конфликт,  перестрелки…

Как сейчас помню – крутые обрывы, обезумевший от страха и жадности Брылов расстреливает скалы и воздух из ручного пулемета. Спина Каюма разрывается от пуль, Лемке беспомощно грозит Брылову, а тот вдруг бросается наутек. Измученный Шилов, с налипшими на лоб русыми волосами, пошатываясь, долго-долго прицеливается… И – валится с обрыва убитый есаул – по камням, по острым уступам – прямо к холодной горной реке. А потом – горестный, звериный вопль Лемке: «Господи! Почему ты помогаешь этому кретину, а не мне?» Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"И Шилов, глядя в сторону, отрешенно и тихо говорит: «Потому, что ты – жадный. А даже бог велел делиться»… А потом Егор Шилов долго тащит Лемке на спине и, уже совершенно обессиленный, вдруг видит своих бывших друзей, уходящих все дальше, и силуэты их тревожны и непроницаемы. Совсем скоро их поглотит пространство и одиночество.

И Шилов безмолвно стоит – опустошенный и слабый, кричать нет сил –  а бывшие друзья уходят прочь и под копытами коней, под автомобильной резиной крошатся, перемалываются вечные клятвы юности, заверения в вечной дружбе… Шилов молчит – кричат его глаза. И тогда сердечная мука Егора рождает мелодию.Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Это немыслимый эпизод. Здесь музыка Эдуарда Артемьева, операторское мастерство Павла Лебешева, точность режиссуры Никиты Михалкова, прекрасная игра актеров, монтажная четкость – все сплавляется в пьянящую, пылающую сцену нежности, верности, преодоленной боли и обретенной веры. Как точно играет Кайдановский – в беспомощном взгляде Лемке плачет изувеченная душа человека, растерявшего жизненные смыслы, утратившего понимание ценностей. И тем страшнее понимание, что Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"«кретин» то оказался кругом прав,  а ты уже не можешь ничего поправить, изменить, повернуть время вспять. А давно сломанный экипаж вновь летит под откос, и стоит в овраге брошенный автомобиль – один человек оставил его ради другого человека.

Истерн – понятно, это жанровая оболочка. А фильм о чем? – О гулком эхе революции, быть может? О верности слову? О том, как трудно поверить и еще труднее простить? Сюжет прост: в молодые революционные годы в Москву из Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"южного городка отправляют золото. Поезд грабят, золото похищают, гибнут люди. Подозрение в предательстве падает на одного из тех, кто должен был золото перевозить – чекиста Егора Шилова. На самом деле, он – жертва жестокого обмана, устроенного для того, чтобы отвести подозрение от настоящего предателя в органах ЧК. Шилову не верят – в его честности сомневаются даже самые близкие друзья. Егора арестовывают – его ждет трибунал. Но Шилову удается бежать; он отправляется на розыски пропавшего золота, во-первых, чтобы вернуть его молодой Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"республике Советов, во-вторых, чтобы  восстановить справедливость и найти доказательства собственной невиновности. После побега Шилова, кажется, что никаких подозрений в его предательстве не остается. Тем временем, друзья Шилова разоблачают предателя, но сам Егор, странствуя с бандой есаула Брылова и ротмистром Лемке, ничего об это не знает.

И вот – смотрите – перед финальной сценой Шилов несет найденное Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"золото и впридачу тащит на себе раненого Лемке, который может подтвердить его невиновность. Егор вправе считать, что друзья окончательно от него отвернулись. Важно другое – он не отвернулся от друзей. Он мог бы пестовать свою обиду (не поверили!), и зажить какой-то другой жизнью, бросить ЧК, скрыться – с золотом или без золота (конечно – «без», Шилов –  бескорыстен), но – уйти, раствориться в пространстве страны и своей горечи. Ведь так случается – Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"чем честнее человек, тем труднее ему принять недоверие со стороны близких. А его друзья – ведь после изобличения шпиона они предельно остро ощущают собственную вину и понимают, что это уже они предали Егора.

И вот эта музыкальная тема, которая сопровождает финальную сцену – она как абсолютно точный, чистый камертон человеческой жизни. ДовериеКадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" восстановлено, вера сохранена. А жизнь – это пространство любви, где не может быть места обидам, горечи, разочарованиям. И если они приходят в нашу жизнь, то камертон – голос любящего сердца – помогает не сбиться, восстановить искренность отношений и свежесть чувств. Вот о чем весь этот юношеский, дерзкий и чистый фильм, с ярким визуальным рядом и блестящей игрой актеров – о простоте и прощении.

 ***

“Свой среди чужих, чужой среди своих”,

истерн, СССР, 1974

Режиссер – Никита Михалков

Сценарий – Эдуард Володарский, Никита Михалков

Оператор – Павел Лебешев

Композитор – Эдуард Артемьев

В главных ролях:

Юрий Богатырев – Егор Шилов

Анатолий Солоницын – председатель губкома Сарычев

Николай Пастухов – Липягин

Сергей Шакуров – начфин Андрей Забелин

Александр Пороховщиков – председатель ЧК Кунгуров

Александр Кайдановскийротмистр Лемке

Никита Михалков – есаул Брылов

Читайте еще:

“Идеальный муж” и немного об Эдуарде Марцевиче

Похороните меня за плинтусом

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину

Кинотавр – XXI – кому что вручили

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>