Предшественники Мельеса

Господин Мельес

Основная заслуга Жоржа Мельеса, как он сам говорил об этом, заклю­чалась в том, что он первый направил кинематограф по пути   театрализованного   зрелища.  Впрочем, здесь у него  были предшественники.

Диксон и Кун, как мы уже знаем, создавали свои фильмы в студиях. Подражая легкомысленным фильмам Эдисона, Анри Жоли еще до первого сеанса Люмьера   в   «Большом  кафе»   показал   фильм  «Туалет   светской женщины», предназначенный для кинетоскопов, которые он конструировал по заказу Патэ. Кроме того, в каталоге этой фирмы мы находим названия и других примитивных постановок с приключенческими и фривольными сюжетами. Американский  «Байограф»  также  ставил небольшие  скетчи: «Шлица в театре», «Битва подушками», «Купанье маленького негра» и др. Но как у «Байографа», так и у Люмьера, Гомона, Складановского и Уильяма Пола основное место занимали съемки натуры и хроника.

Искусство кино, как когда-то и театральное искусство, избрало своей первой большой драматической темой «Страсти Христовы». Начало использованию этого сюжета в кино было положено, по-видимому, компанией Люмьера, один из операторов которой снял в Горице (Чехия) представле­ния,  соперничавшие с «Мистериями» в Оберамергау.   На этом фильме, носящем  характер   драматического   представления,   сказалось   влияние средневекового   театра.   Однако   о   том,   что   он   был   снят   в   Горице с участием чешских крестьян, а не поставлен в Париже Жоржем Ато, французская пресса нигде не упоминала; на это указывают только аме­риканские  источники.

Художественная ценность фильма весьма посредственна. Театральная сцена была целиком «взята в кадр» оператором. Персонажи терялись в больших рисованных на холсте декорациях, условность которых еще больше подчеркивалась съемкой. Но все же этот двухсотпятидесятиметровый фильм в тринадцати сценах, демонстрация которого продолжалась около четверти часа, был подлинным открытием. Впервые кино дало большой рассказ о крестном пути в виде живых картин или диапозитивов для волшебного фонаря и стереоскопов. Этот фильм был куплен одним аме­риканским импресарио за десять тысяч долларов.

Хольман, один из конкурентов Люмьера, директор музея восковых фигур, также ставивший этот фильм, считал возможным достигнуть в этой картине лучших результатов и притом с меньшими затратами. Он организовал постановку «Страстей» на крыше большой нью-йоркской гостиницы. Говорят, что режиссер, будучи специалистом стереоскопии, умолял актеров не шевелиться; однако это не было выполнено. Фильм этот (ни единой фотографии которого, к сожалению, не сохранилось) был, насколько мы знаем, лучше своего образца и имел значительно больший успех. Долгое время им пользовались разъезжающие проповед­ники. Зигмунд Любин из Филадельфии, специалист по контратипированию (использование позитивной копии фильма для изготовления тиража) и плагиату, также поставил «Страсти». В кадрах этого фильма над декорациями, воздвигнутыми в одном из дворов, можно было видеть любопытных, выглядывающих из окон соседних домов.

Во Франции Кирнер, выступавший под псевдонимом Леара, возможно, предвосхитил Люмьера в постановке «Страстей». В фильме играли комедианты, исполнявшие эту мистерию на ярмарке инвалидов. До нашего времени эта картина не сохранилась, и мы о ней почти ничего не знаем. Кроме «Страстей», Леар, финансируемый придворным фотографом Пиру, снял еще фильмы «Поездка царя в Париж» и «Туалет новобрачной», который воспроизводил пантомиму, исполнявшуюся Луизой Милли на сцене театра «Олимпия» в Париже.

Вместе с фильмами Люмьера и несколькими лентами Эдисона «Туа­лет новобрачной» принадлежит к числу немногих сохранившихся фильмов того времени. В этом фильме, несмотря на излишнюю полноту и вульгар­ную внешность Луизы Милли, ее движения танцовщицы очень грациозны, а чудесные позы полны женственности, которую мы не встречаем больше с исчезновением костюмов того времени. Ее мимика обладает грацией ри­туального танца, живость и быстрота которого не нарушают его торжественности. Гривуазность ограничивается показом щиколотки, целомудренно прикрытой белым чулком. Подле этой порхающей бабочки черная гусеница — карикатурный муж — почти не замечается.

В дальнейшем Леар, не отказываясь от гривуазных сюжетов, ставил также нравоучительные и развлекательные фильмы по заказу крупного католического издательства «Хорошая пресса». Леар умер около 1900 г.

Но подлинным создателем кинематографического спектакля был парижанин  Жорж Мельес. И о нем – в следующей статье!

Жорж Садуль “История киноискусства” Глава III “Постановки Жоржа Мельса”

До - Первые движущиеся картинки Луи Люмьера

После – Жорж Мельес – создатель первых киноспектаклей

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>