Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? / They Shoot Horses, Don`t They?

Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? / They Shoot Horses, Don`t They?

драма, 1969 год, семь номинация на “Оскар“, “Оскар”  “Золотой глобус” Гигу Янгу за лучшую мужскую роль второго плана, премия “BAFTA” Сюзанне Йорк за лучшую женскую роль второго плана.

Режиссер – Сидни Поллак

Автор сценария – Хорас Маккой (автор романа «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»), Роберт Е. Томпсон, Джеймс По

Оператор – Филипп Х. Лэтроп

В главных ролях:

Джейн Фонда – Глория

Майкл Сэррэзин – Роберт

Сюзанн Йорк – Эллис

Гиг Янг – Рокки

Рэд Баттонс – моряк

Киноискусство не знает жанра трагедии. Это – жанр литературный. Все те фильмы, которые можно было бы счесть трагедийными, принято называть драмами. Но если вы посмотрите ленту выдающегося американского режиссера Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», то убедитесь: это фильм – трагедия.

Абсолютно серьезный, беспросветный, мрачный фильм. Здешняя кинореальность – концентрат всех мыслимых социальных и мировоззренческих противоречий. Глубокий конфликт, напряженнейшая форма повествования. Финал – катастрофа для всех героев истории. Некоторые киноведы и зрители считают, что «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» – метафора жизни. Я с этим не согласен. Но вывод не случаен, он приближает зрителей к восприятию фильма как трагедийного кинопроизведения.

Первый раз я смотрел его в юности, почти детстве. Фильм произвел сильное впечатление, но я совсем не запомнил финал. Думаю, что его катастрофичность просто не могла быть воспринята сознанием ребенка. Впрочем, я и сейчас упорно отказываюсь видеть в нем мрачную метафору жизненного пути человека. Для меня «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» – это частная история о сломленных судьбах некоторых людей во времена Великой депрессии.

Сидни Поллак – режиссер точной проработки характеров, он безупречно выстраивает внутреннюю мотивацию персонажей картин. Актеры играют блестяще, но ни разу за время просмотра ты не думаешь о то, что они «играют». При том, что Поллак – режиссер яркой зрелищности и острого, динамичного сюжета, его фильмы глубоко психологичны и достоверны.

В СССР любили показывать фильмы Поллака – и «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», и «Три дня Кондора», и «Тутси». Сидни Поллака причисляли к «прогрессивным режиссерам» американского кинематографа, считалось, что его фильмы обличают капиталистическую реальность, общество потребления и наживы. Но не тут то было. Поллак, как мне кажется, ничего и никого не обличает, он рассказывает истории. Он прирожденный рассказчик, причем, рассказчик сумрачный, пророческий. Даже в обаятельной «Тутси» веет холодок экзистенциального одиночества. А чего стоит кино «Фирма», в котором главный герой внезапно осознает, что его работа связана с миром тайного и преступного и бьется, подобно мухе в паутине, пытаясь отстоять свое право на независимость и саму жизнь. Или фильм, который прямо так и называется – «Паутина лжи». Есть, конечно, у Поллака и романтическая комедия «Сабрина» – милая история из серии «любовь нечаянно нагрянет». Вообще, чтобы делать какие-то выводы, нужно, конечно, пересмотреть все фильмы Поллака, подряд, один за другим. Не хотите попробовать?

«Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» подобен удару хлыста. Фильм суров и беспощаден. После этой ленты нужно посмотреть «Эта прекрасная жизнь». Тандем «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» и «Эта прекрасная жизнь», как будто две половинки одного целого – словно мировоззренческие «инь» и «ян». Они не отрицают друг друга, но, кажется, каждый фильм обусловлен существованием другой ленты.

Без мрака и горести первого фильма не было бы чудесного спасения героя второго фильма. Но ведь спасение и переосмысление жизни произошло после того, как персонаж фильма Капры погрузился в отчаяние.

На кончике кинематографического луча фильма Поллака – образ главного героя. Славный, добрый юноша, который так страшно, превратно понял долг человеколюбия. Ленту Поллака нужно смотреть хотя бы для того, чтобы осознать, кем должен быть человек человеку: не только опорой, но и надеждой. Человек для человека – это великий шанс наполнить мир любовью и красотой. Этого нет в фильме, но ведь любая, даже великая кинолента – это всего лишь зрелище. А истина всегда здесь и сейчас.

“Мирный воин”

“Влюбленный Тома”

“У каждого свое кино”

“Волк”

Кинодороги

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>