Фильмы Уильямсона и Смита – авангард киноискусства 1900-х годов

Фильмы Уильямсона и Смита – авангард киноискусства 1900-х годов

Джеймс Уильямсон

Значительно полнее были использованы натурные съемки Уильямсоном и Дж. А. Смитом, уроженцами Брайтона, где в то время жил изоб­ретатель Фриз Грин. Сначала они были фотографами на брайтонском пляже, а потом стали операторами кинохроники. Смит уже первыми своими натурными   киносъемками   предвосхитил   Пола   в   области    кинотрюков. Не подозревая о фильмах Мельеса и, возможно, даже ранее их появления, он  применил  двойную  экспозицию  (воспользовавшись  ею  для   съемки кадров, в которых один и тот же актер одновременно играл две роли) в фильме «Корсиканские братья» (1898), поставленном по мотивам мелодрамы Александра Дюма. Запатентовав  затем  свое  открытие – новое применение старого фотографического приема, – Смит снял этим способом   ряд   волшебных   фильмов:   «Фотография    призрака»,   «Гипнотизер», «Святой Николай», «Золушка», «Фауст», «Аладдин», «Женщина-цирюльник». Эти недорогостоящие   фильмы   отлично   продавались.   Удовлетворенный полученной огромной прибылью, Смит на два года приостановил дальнейшее  производство фильмов.

Воспитанный в школе, операторов компании «Люмьер», Уильямсон в отличие от Мельеса не ограничивал поле зрения аппарата позолоченной рамой театральной сцены. В 1899 г. он снял в семи или восьми планах греб­ные состязания в Хейнлейне, последовательно показав, как собирались зрители, старт яхт, несколько экипажей в разгаре гонок, а также зрителей, снятых с движущейся лодки. Его примитивный монтаж заканчивался клином прибытия победителей к финишу. В этом же духе в 1900 г. он воспроизвел и эпизод восстания боксеров: «Нападение на миссию в Китае».

По существу, этот фильм не был инсценированной хроникой, посколь­ку Уильямсон весьма вольно передавал современные ему события. Он предвещал скорее «Воздушные силы» или «Назначение Токио», чем «Битву за рельсы». (Первые два фильма о второй мировой войне сняты в Голливуде; третья лента – французская, рассказывает о движении Сопротивления).

Фильм «Нападение на миссию в Китае», демонстрация которого про­должалась пять минут, состоял из четырех картин. У дверей миссии появляются боксеры и взламывают их. В саду завязывается схватка. Свя­щенник убит. С балкона его жена машет платком, призывая на помощь. Но мановению ее руки сцена меняется (на этот раз смена планов мотиви­руется не магическими пассами фокусника, как это было у Мельеса, а обычной жестикуляцией). Моряки его величества замечают сигнал. Под предводительством офицера верхом на лошади они бегут к дому миссии. Красавец всадник врывается в сад в тот самый момент, когда боксеры, успев поджечь дом, уводят дочь священника. Офицер спасает ее, посадив на круп коня сзади себя (конь мчится прямо на зрителя, как локомотив в Сипота). Тем временем из глубины в кадр входят матросы; они избивают китайцев и очищают поле битвы; трое смельчаков спасают жену мошенника из пламени.

Стиль   этого   фильма,    во    всем   противоположный   стилю   Мельеса, показал путь приключенческим фильмам, главным образом «ковбойским». Преследуемая жертва и её спасители (их изображения монтируются параллельно) открывали прекрасные драматические возможности для ки­нематографа: впервые они были использованы в «Нападении на миссию». Этот фильм был как бы прологом к бешеным скачкам Тома Микса и шедеврам Гриффита, включая и «Нетерпимость». Такой сугубо кинематографический стиль рассказа не был, по-видимому, еще известен в 1900 г. за пределами Англии.

Жорж Садуль “История киноискусства” Глава  IV Брайтонская школа (продолжение)

Первые фильмы Люмьеров

Предшественники Мельеса

Великая заслуга Жоржа Мельеса

Брайтонская школа. Кинематограф Уильяма Пола

Кинодороги, которые мы выбираем

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>