Железная хватка / True Grit

«Железная хватка» / «True Grit»

Вестерн от братьев Коэн, 2010 год, США

Режиссеры – Джоэл Коэн, Итан Коэн

Автор сценария – Джоэл Коэн, Итан Коэн по роману Чарльза Портиса

Оператор – Роджер Дикинс

Композитор – Картер Бервел

В главных ролях:

Джефф Бриджес – Рубен Когберн

Мэтт Деймон – Лабиф

Хейли Стенфилд – Мэтти Росс

Творческий потенциал братьев Коэн кажется безграничным. Они виртуозно работают в разнообразных киножанрах, по сути, создавая лишь один – кинематограф братьев Коэн. Братья непредсказуемы, отважны, фантастические талантливы и умны. Я не хочу сказать, что существует дефицит на умные фильмы. Я хочу сказать, что снимать умное кино – трудно. Умным можно сделать главного героя. Саму ленту можно превратить в «интеллектуальное», а то и «заумное» высказывание. Но снять зрелищную ленту, в которой сюжет и образы главных героев не возбуждает инстинкты, а вызывают тонкое наслаждение, на грани соучастия, сострадания и самоиронии – ой, как непросто!

Да, я люблю кинематограф братьев Коэн. И всегда (почти) отзывался о нем в превосходной степени. Один из моих любимейших фильмов – «Большой Лебовски». Меня завораживает «Бартон Финк», и абсолютно покоряет образ главной героини «Фарго».

«Железная хватка» была впервые показана 22 декабря прошлого года. В течение нескольких недель фильм удерживал лидерство в американском прокате. Кроме того, «True Grit» стал самым кассовым фильмом братьев – раз; и одним из самых кассовых вестернов вообще – это два. Вы, наверное, знаете, что именно «Железная хватка» открыла Берлинский кинофестиваль 2010 года, и получила девять номинаций на Оскар (в том числе, как лучший фильм, за лучшую мужскую роль, лучшую женскую роль второго плана, за лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий.) Правда, не победила ни в одной – но это уже дело десятое. Девять номинаций говорят сами за себя.

Джефф Бриджес – бесподобен, как всегда. Хейли Стенфилд, сыгравшая Мэтти Росс – открытие. Она так изящно, глубоко и точно ведет свою роль, что диву даешься, откуда в тринадцатилетней девушке такое профессиональное мастерство. Конечно, природный дар плюс отличные учителя. Хорош и Мэтт Деймон в роли ретивого техасского рейнджера. Актерский ансамбль безупречен.

Немного выше я воздал похвалу сюжету, и был не вполне прав. Сюжет не при чем. Дело в том, что можно назвать «атмосферой повествования». Я понимаю и сам, что это непонятный и мутный термин, которым можно крыть, как козырной картой, если отсутствуют другие, более точные и осмысленные определения. И все же – неповторимая коэновская атмосфера словно бы преображает и насыщает дополнительными смыслами довольно простую историю о девушке, которая желает отомстить за погибшего отца.

В фильме есть такой эпизод: Когберн и Росс в сизой дымке долго ждут Лабифа, а вместо него появляется некое существо, которое в тумане кажется просто инфернальным, явившимся из потустороннего мира. Оно приближается, мы видим его ясно, но недоумение не рассеивается, напротив. Существо оказывается человеком, он рекомендуется густым медвяным басом, говорит, что он – доктор. Доктор одет в мохнатую шкуру, над головой его нависает медвежий череп. У него могучая борода и пристальный взгляд. Он предлагает Когберну и Росс приобрести по дешевке мертвеца, которого тот везет с собой (висельник перекинут через седло лошади). Ситуация совершенно… я не могу подобрать слов. Кажется ненужной для этой истории, вестерна, – зачем вообще явился сюда этот персонаж?

А нужен он затем же, зачем и вихрь в финале «Серьезного человека» или пляжная картинка на стене отеля в «Бартон Финке». Это, быть может, и есть самое важное у братьев Коэн. Это вторжение в мир, который кажется логичным и объяснимым, иррационального начала. Это дыхание сумрака, который бросает вызов человеку, и тот должен найти источник силы в самом себе и выйти на осмысленный, но вместе с тем стихийный поступок. Принять непредсказуемость, чтобы суметь противостоять хаосу. Козырная карта бьется джокером. У братьев все главные герои картин (если это только не лжегерои) – джокеры. Это люди, обладающие огромной личной силой. Стихийной силой. Они – личности в мире, где наглеет хаос.

Так я это понимаю. У вас могут быть (и, наверное, должны быть) другие мнения. А для меня это так.

И еще в фильмах Коэнов почти всегда звучит ясная лиричная нота. Она приходит не случайно и конструируется не специально. Она приходит, как знак свободы, часто – одиночества. Но и звучит она как надежда на то, что одно свободное и любящее сердце сумеет найти другое. И между ними будет «плясать небесный ветер», как говорили в Древнем Китае.

Обратите внимание:

Десять лучших фильмов 2010 года: мнение киноэкспертов “Кайе дю синема”

Лучшие фильмы 2010 года – версия американских критиков

“Эта прекрасная жизнь”

Кто такой “резиновый утенок”?!

Мои кинодороги

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>