} ?>

Отзывы на фильм «Огни варьете»

16.11.2011

Огни варьете

Феллини – гений.

Он немного «над» другими режиссерами. Немного – «от» них. Слегка – в стороне. Всегда – в стороне. Но не потому, конечно, что его искусство высокомерно, а сам Феллини заносчив. Вы никогда не найдете в его фильмах даже малейших признаков кинематографического снобизма (элитарности, высокопарной многозначительности, размытости планов и трактовок). Просто Феллини, на мой взгляд – человек, который достиг выдающихся результатов в искусстве киноигры. Второй такой режиссер – Годар. Но если Годар в своих фильмах «превращался» в кинопленку, то Феллини – в проекционный аппарат. О Годаре поговорим позже. А Федерико весь – стрекотание кинопроектора. Завораживающее стрекотание, головокружительное, стрекотание взахлеб, создающее миры. Миры произвольные, влюбленные, любящие, исполненные радости и восторга, которые перемалывают любую грусть в волшебные порошки фантазии.

Его первый фильм – фильм о варьете - "Огни варьете". Cвой первый фильм Феллини создает в содружестве с Роберто Латтуада. Они вместе пишут сценарий и вместе снимают фильм. Два режиссера. А дух – феллиниевский!

Что делает Мастер? Хорошо – мастера.

Они берут банальную историю о самонадеянной девушке, желающей «пробиться в люди». Читаем – в «шоу-бизнес». Девушка честолюбива, в меру беспринципна и очень хороша собой. Девушка кружит голову провинциальному комику (или тот позволяет своей голове «кружиться», что, в общем, неважно), тот бросает свою труппу, расстается с подругой и начинает устраивать девичью судьбу. Девушка попадает под крылышко состоятельного импресарио, становится его содержанкой, тот подписывает с ней контракт, девушка счастлива. Комик тяжело переживает, возвращается в труппу, мирится с любимой. Все возвращается на круги своя. Кокотка осталась кокоткой. Комик остался комиком. О чем фильм, дамы и господа?

Варьете

Ваятели «авторского кинематографа» не берутся за такие сюжеты. В самом деле, ну что из нее можно «вылепить»? Сатирическую комедию с шутками и прибаутками? Трагикомедию? – Но для этого придется делать из мухи слона, усугублять образ комика какими-то психологическими надрывами, показывать муки брошенной подруги и т.д. За внешним фасадом фильма о варьете Феллини и Латтуада рассказывают историю про «седину в бороде, а беса в ребре», а за этой непритязательной и смешной историей вдруг открывается третий план, изумительный в своей ясности и чистоте. Когда я пересматривал фильм, то вдруг понял, что картина-то – о дураковой правде. О правде того, кого считают глупцом и неудачником. А правда дураков – во влюбленности в искусство, которому они отдают жизни. Провинциальный комик, считающий себя гением – смешон. Провинциальный комик, считающий себя непризнанным гением – трагичен. Но провинциальный комик, азартно выступающий с дурацкими репризами перед провинциальными ротозеями, комик, который и спустя тридцать лет после начала своей карьеры, выходит на сцену, как на праздник – великолепен! Я выскажу предположение. Знаете, что сделала Феллини в фильме «Огни варьете»? – Он заклял свою судьбу. Он внятно сказал ей: «Ты можешь быть любой. Я априори благодарен тебе - за все». Феллини всегда, всю свою творческую жизнь был на стороне «дураков», которые умеют служить – любимым людям, любимому делу. Он глубоко уважал людей, который верны своей мечте. Это старомодно и прекрасно – служить. Не прислуживаться, а именно – служить. Прислуживаться, как известно, тошно. «Пингвин» Кекко – служит. А Лили – прислуживается. И ей совсем не тошно. Во всяком случае, пока – не тошно.

Девушки - канкан

Феллини обожает своего героя. Он и Лили жалеет, но – что же делать! Самозабвенная дурочка в шоу-бизнесе – корм для похотливых импресарио.

Федерико всю жизнь служил. И его дар – в том, что он умел служить, играя. Играя в кинематографический бисер, который рассыпался по мировым экранам феерическими фильмами.

© Максим Евстифеев

Да озарятся подмостки

 «Огни варьете» - первый фильм Федерико Феллини, снятый вместе с Альберто Латтуада, Не знаю, как они делили творчество, но предпочитаю думать, что лучшее (другого там нет) в фильм внёс Феллини.

Пеппино дель Филиппо и Джульетта Мазина

Удобное кино для знакомства с мэтром, удивительно лёгкое для восприятия в любом возрасте.

Представление варьете в захудалом итальянском городишке. Незатейливые номера не развлекают даже деревенщину. Просто людям нужно вечером вырваться из дома и забыться. Выскользнуть за рамки своего мирка. Матери могут отдохнуть от домашних забот с пользой, приобщив к искусству детишек. Мужчины идут на шоу ради полуодетых танцовщиц кордебалета. Не важно, что девушки не ах как фигýристы, и способны только «на слегка взлягнýть» под музыку. Голые ножки, попки в трусиках под яркими огнями рампы – событие из ряда вон для подростков и парней.

Зрители аплодируют. Отчасти из вежливости. Они нужны друг другу: бедные люди и бедные артисты, готовые голодать, греясь в слабых лучах славы. Сцена манит успехом, поначалу большим, а с уходящими годами - малым. За возможность выйти перед залом в аляповатых нарядах актёры готовы терпеть безденежье и унижение. Сцена – их наркотик. На наших глазах происходит одурманивание новичка: девицы, не замечающей убожества варьете. В кривом зеркале её глаз отражается сияющий путь к вершине славы.

Актрисы варьете

Пятиминутная зарисовка-пролог безумно хороша и может считаться самостоятельным фильмом.

Дальше в сюжет вплетаются две истории: первые шаги девушки на поприще танцовщицы и угасание стареющего актёра-ловеласа.

Юная Лилиана вовсю пользуется привлекательностью, уверенная, что смазливая внешность есть талант. Увлечённые мужчины подтверждают: она права.

Лидер среди актёров, Кекко привык к своей неотразимости, он не замечает, что время на исходе. Молодые актрисы используют Кекко как первую ступеньку карьерной лестницы. Феллини в первом своем фильме - мастер, выписывающий персонажей мелкими округлыми мазками. Они как сошли с картин Возрождения, эти сочные образы. Фильм кажется цветным. Не может быть, я точно знаю – блестящее платье Лилианы было синим! Самообман, магия, тысячи оттенков чёрно-белого кино (оператор Отелло Мартелли).

Пеппино Де Филиппо

Здесь не только талант режиссёра-художника, но его любовь к сословию артистов, особенно нежная к самым нелепым из них. Они уязвимы и хрупки. Нежность пропитывает ткань фильма. Мир Шекспира – театр, мир Феллини – варьете. Снизьте жанр, господа, мы не гамлеты и ромео. Мы все – смешные маленькие актёры в скетчах жизни. И вместе с Кекко обречены раз за разом наступать на грабли, видя грабли, но не в силах вырваться из круга собственных стереотипов.

В главной роли длинноногой Лилианы снялась Карла Дель Поджо, но другая девушка, её соперница Мелина, притягивает взгляд. Постер Luci del varietàОна не красива, она очаровательна, нет - лучезарна. Раз увидев, её невозможно забыть – будущую Кабирию, Джульетту Мазину. Жену и музу маэстро Федерико.

Лилиана добилась контракта с римским варьете. Трепеща, она сходит по лестнице на сцену в огромном зале, почти обнажённая, позади разодетой в перья столичной звезды. Метафора-насмешка. Ведь это она, Лилиана, мечтала о платье из перьев и восхождении вверх, вверх.

Поживём-увидим, грудь Лилианы едва прикрыта, а мужчины – простофили.

И по сей день ухищрения опытных артистов в глазах публики ничто, по сравнению с неловким движением хорошенькой девчонки, с которой на сцене падает юбка.

demasphena

"Огни варьете", смотреть фильм онлайн:

Огни варьете / Luci del varietà

драма, 1950, Италия

Режиссер, автор сценария – Федерико Феллини, Роберто Латтуада

Оператор – Отелло Мартелли

Композитор – Феличе Латтуада

 В главных ролях:

Пеппино де Фелиппо – Кекко даль Монте

Карла дель Поджо – Лили

Джульетта Мазина – Мелина Амур

Первый самостоятельный фильм Федерико Феллини - "Белый шейх"

А если хотите, можете прочитать о благородном фильме Фрэнка Капры "Эта прекрасная жизнь"

Узнать, почему автора потянуло к Насте


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.