«Дорога» – фильм Феллини, смотреть онлайн

Дорога / La Strada

 драма, 1954, Италия

Дорога_фильм_Феллини

 «Дорога» – фильм Феллини. «Дорога» – это навсегда Феллини. «Дорога» – Федерико Феллини навсегда. Как могут кинодеятели давать своим фильмам то же самое название? Им фантазии не хватает или мудрости? А знаете ли вы, сколько существует фильмов с названием «Дорога»? – Как минимум восемь. Армянский, турецкий, советский, китайский, американский, испанский… Бедные, бедные кинематографисты. Они не понимают, что творят.

Феллини не было еще и тридцати, когда он написал сценарий к своему будущему фильму «Дорога». Он смог приступить к воплощению замысла только в конце 1953 года, будучи режиссером трех фильмов. «Дорога» – четвертый фильм Феллини. Один из лучших фильмов Феллини. Один из лучших фильмов итальянского кино. Один из лучших фильмов мирового кинематографа. Возможно, лучший фильм прошлого, настоящего и будущего. Если бы вообразить на миг страшное – все киноленты мира исчезли, и была бы спасена только одна копия «Дороги» – киноискусство бы сумело возродиться. «Дорога» – росток и исток, начало жизни, фильм фильмов.

Дзампано рвет цепь

Говорят, что работа над фильмом вымотала режиссера. У него был сильный психологический стресс. Вспоминаю Флобера, который в процессе работы над «Госпожой Бовари» испытал душевное потрясение. Писатель говорил: «Бовари – это я». Понятно, к чему я веду. Феллини наверняка жил за троих. Джельсомина, Дзампано, Матто – духовный треугольник. Ни одна из вершин не существует без двух других. Джельсомина тянется к Матто, как невинность тянется к искушенности (искусству). Матто влечет к Дзампано, как свободное искусство проходит испытание властью. Дзампано необходима Джельсомина, ведь власть и сила опирается на невинность. Обратные стремления кажутся менее значительными, но они не менее драматичны. Невинность пытается облагородить грубую силу, сила пытается приручить искусство, а искусство очаровано невинностью.

Джельсомина! Джельсомина!!

Все взаимосвязано. Так было, так есть и… И так будет – не всегда. Когда силач Дзампано, осознавший свою немощь, обезумевший от потери, быть может, впервые в своей жизни, плачет, рвет руками песок на берегу темного моря, треугольник раскрывается. На свет появляется душа живая. Дзампано обрел душу. Она скрывалась от света, она глодала кости, брошенные ей силой и властью, а вот теперь – очнулась, открыла глаза. И оказалась на свету – пронзительном и резком. Свет не согревает, а жжет, свет потрясает основы, свет прожигает насквозь – и тем исцеляет. Учит жить. Потому что жизнь – это не искусство и не искушенность, не невинность и не опыт, не сила и не власть. Жизнь – это любовь.  Жить – значит любить.

Матто прощается с Джельсоминой

А иначе – не живешь, а томительно умираешь. Жизнь – вне смерти, вне страданий, вне тоски, вне ярости, вне презрения, вне забвения, вне печали, вне гордости. Любовь всегда была в сердце силача Дзампано, в душе клоуна Матто, в помыслах ангела Джельсомины. Но короста на сердце Дзампано, одиночество в душе Матто, смятенные помыслы Джельсомины мешали им разглядеть, что… «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Так прекрасно сказал когда-то апостол Павел.

Нужны друг другу

Но если вы не христианин, измените эту фразу сообразно вашей вере. Фильм «Дорога» – об обретении веры. И о многом-многом другом.

Каждое выдающееся творение говорит больше, чем вкладывал в него мастер. Вы можете высмеять то, что я написал. Вы можете сказать, что фильм – о другом, о том, что увидели только вы, почувствовали именно вы, – и никто другой! И будете правы. Ведь это ваша «дорога».

Дорога Матто

Я ничего не сказал о прекраснейшей музыке, которую написал к фильму Нино Рота. “Дорога” – уже третий фильм Феллини, к которому Рота пишет музыку, и это сотрудничество режиссера и композитора продлится долгие счастливые годы.

Фильм “Дорога” Федерико Феллини, смотреть онлайн

Информация о фильме:

Режиссер – Федерико Феллини

Сценарий – Федерико Феллини, Туллио Пинелли, Эннио Флайано

Оператор – Отелло Мартелли

Музыка – Нино Рота

В главных ролях:

Джульетта Мазина – Джельсомина

Энтони Куин – Дзампано

Ричард Бэйсхарт – Матто

Фильм получил множество наград. В том числе – «Оскара» за лучший иностранный фильм 1957 года и «Серебряного льва» Венецианского фестиваля.

8 мыслей о “«Дорога» – фильм Феллини, смотреть онлайн

  1. Читая первые же строки Ю. Ярмагаева плачу… для меня это не фильм, а метафора прожитой жизни. В образе Джельсомины я вижу попытку автора оторвать главного героя от стереотипов социума, принимая которые безоговорочно, человек становиться хуже самого себя – он уже сам есть Зверь. Это история о коллективном разуме, а ещё точнее безумии. Любовь остаётся неосознанной, в этом то вся трагедия…

  2. Этот фильм я смотрела лет 60 тому назад. Да, это было зимой 1955 года. В СПб (тогда город назывался иначе) проходил фестиваль – “неделя итальянского кино”. Наверное, это были студенческие каникулы. В общежитии “Военмеха” танцы. И тут приходит моя подруга с билетами в кино на последний сеанс в кинотеатр “Великан”. А мне так хотелось танцевать! Любимец всего института, член сборной Союза по волейьолу, как раз приглашал меня на танго и фокстроты, а тут – билеты в кино. Но я не могла отказаться. Это очень обидело бы мою подругу. Тогда ведь не было мобильных телефонов; жила она на Лиговке и приехала за мной на Обводный канал на трамвае. Метро тогда тоже не было, и трамваи не отапливались. Уже не в платье и туфлях, а в пальто и зимних сапогах, прошла я к выходу мимо группы ребят, куривших в коридоре, как бы их не замечая, уже не впервые давая повод считать меня высокомерной и недоступной. С трудом выседела я сеанс: таким скучным показался мне фильм. Когда зажгли свет и я с высоты наших “шикарных” мест в первом ряду второго яруса посмотрела на публику, все показались мне такими же сонными и обманутыми в своих ожиданиях, как и я. Как писал Саша Черный: “Много лет пролетело. Теперь я большой. Как мне горько и стыдно и жестоко обидно…” И вот захотела я фильм пересмотреть и – нате вам! “…изъято из публичного просмотра”. Не изъяты только комментарии. Особенно понравился последний. Спасибо, Ю. Ярмагаев.

  3. Фильм истошной, душераздирающей силы! – Как крик женщины, у которой отняли любовь, семью, возможность продолжения рода – все! Я удивлен отзывам. В них я чую запах рабства! Кто там кому подходит? Кто там кому нужен? Кстати, если уж о семейных делах говорить, то Мато как муж гораздо более подходит Джельсомине, чем Дзампато. Это очевидно. В фильме речь идет вобще не об этом, а о другой материи – о нормальном, повседневном убийстве человека и человечности. Мы видим чудесную девушку, полную душевности и таланта, которую убивает жизнь на наших глазах. Убивает черствость, доведенная до бытовой жестокости и побоев. Каждодневное свинство – доведенное до разврата! Буйное хамство доводит Дзампато до зверства, до убийства буквально на ровном месте, без серьезных причин, прекрасного, человека Мато, в каждом мгновении жизни которого больше искрометного таланта, чем во всей жизни сотен таких как Дзампато!
    Мато не только парит над улицей в лучах прожекторов. Он сверкает каждое мгновение. Даже за секунду до смерти он показно смотрит на часы, насмехаясь над своей жизнью и над воображаемой публикой.
    Феллини для нас навсегда остается Феллини. Фильм для нас живой. Его сюжеты проходят каждый день через нашу жизнь, в которой царит узколобое высокомерие и хамство, в которой каждую минут мертвый хватает живого.

  4. Джельсомина нужна была Дзампато как воздух, как обратная сторона его жизни. Она была ему нужна больше, чем он Джельсомине, ведь она до него и не видела никого. Будь на его месте другой, она бы также его любила и была ему предана. Когда же она встретила Матто, тот ей тоже понравился. Но Матто понимал, что эти два человека созданы друг для друга и говорит об этом Джельсомине. Потом мы часто слышим фразу Матто из уст Джельсомины “кто же с ним будет, если не я?”. Это фильм о преданности, о добре, о настоящем… И, конечно же о любви, в разных ее проявлениях. Душа Дзампато, его сердце были окованы цепью не только буквально. В конце каждого представления, он сбрасывал с себя эти оковы – тоже самое должно было произойти в конце фильма, что мы и видим.
    Фильмы Феллини наполнены душой – они живые, добрые и одновременно грустные. Но после них всегда остаются приятные ощущения, как после, пусть и грустной, но красивой музыки.

  5. Великолепный фильм.
    Жестокий, правдивый показывает людей разных, воспевает ДОБРО!!.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>