“Алиса в стране чудес” / Alice in Wonderland, режиссер Тим Бартон

 

Алиса в стране чудес постер фильма

Пора, давно пора поговорить об Алисе, которая верила в шесть вещей.

Постер к фильму "Алиса в стране чудес"Давайте и мы, по примеру Алисы из фильма Тима Бартона, поверим для начала в шесть вещей. Остальные – смею надеяться – приложатся.

Итак, первая вещь – у Тима Бартона нет проходных картин.

Alice_Liddell - Алиса Лидделл

Алиса Лидделл в возрасте 7 лет

Вторая – что режиссерский выбор героини на роль Алисы точен. Утверждаю, что Алиса – это Миа Васиковска. У меня нет достаточных оснований считать, что Миа Васиковска – это Алиса, но наоборот – в точку. Выросшая Алиса, которая когда-то в детстве попала в страну чудес, может выглядить точь-в-точь, как очаровательная Миа. Я даже не хочу проводить очевидные параллели между внешностью Алисы Лиддел, маленькой подруги Кэролла и юной австралийской актрисы.  Просто когда думаешь об Алисе отчего-то воображение рисует такую девушку, как Миа. Вот как писал Льюис Кэрролл о своей Алисе: «…Какой же я видел тебя, Алиса, в своем воображении?

Миа Васиковска - Алисе 20 лет

Миа Васиковска – Алисе 20 лет

Какая ты? Любящая – это прежде всего: любящая и нежная; нежная, как лань, и любящая, как собака (простите мне прозаическое сравнение, но я не знаю на земле любви чище и совершенней)». У Миа пластика лани, а выражение глаза порой, как у верной собаки – и взволнованное, и преданное. Но я пустился в объяснения, а ведь с самого начала предложил упражнение на веру.

Третья вещь – что киносумасшествие Бартона цветет и плодоносит благодаря иллюстративному безумию Джона Тенниела. Творческая ненормальность у обоих рационально рассчитана и выверена до последней капельки ароматной визуальной пыльцы. Чешир и братья Труля и Траля, гусеница и кролик, соня и даже игральные карты – это ожившие иллюстрации Тенниела, в которых играет вино бартоновской закваски.

Джонни Депп в роли Безумного ШляпникаЧетвертая вещь – что быть скучным – скучно. Быть скучным – это все равно, что не быть. Скука начинает с кончиков пальцев, они холодеют и превращаются в обвинительные персты. Персты начинают тыкать и указывать: «Это – плохо, а это – не так. А то – вообще никуда не годится». Потом скука перебирается в сердце и заражает его ядом сомнений и оговорок. А уже последняя стадия – интоксикация мозга. Скучающий мозг покрыт непроницаемым коконом скептицизма. Здравомыслием здесь и не пахнет. Самое унылое в скуке не то, что она не верит в иллюзии, а то, что твердо знает, какими они должны быть, чтобы выглядеть «настоящими иллюзиями». Скучающий человек не намерен удивляться. У него есть более важное занятия – не дать себя увлечь вымыслу.Хелена Бонэм Картер в роли Красной Королевы

Пятая вещь – бармаглоты существуют. Поглядите-ка в зеркало в минуты тоски или уныния (см. вещь четвертую) – одного из таких бармаглотов вы увидите своими глазами. Смотрите, чтобы он вас не загипнотизировал – сами прыгнете в его пасть. Но уже если куда-то прыгать, то лучше всего – в кроличью нору. А что касается бармаглотов, то, естественно – раз они существует, то должен быть и способ их победить. Например, с помощью вострого меча или феерической фантазии. А еще лучше – так, как продемонстрировала нам Алиса – с помощью вострого меча феерической фантазии.

Кадр из фильма "Алиса в стране чудес" Тима БартонаШестая вещь – что Шляпник танцует джигу-дрыгу, а Кэрролл – ну, он же не отчет о чудесной стране писал, в конце концов. Он мог забыть о том, что Шляпник танцует джигу-дрыгу. Или – страшно (и весело!) сказать, что он мог об этом просто… не знать.

Но как же так! – воскликнет досужий поклонник Кэррола. Зачем Бартону понадобилась вся эта неразбериха. Как утверждает автор одной из рецензий: сценарий – вял, режиссура – на уровне музыкального клипа, а фильм – пустышка. Вот так, прямо наотмашь – фильм не оправдал его ожиданий. На это хочется сказать только одно: а с чего это, собственно говоря, фильм должен оправдывать чьи-либо ожидания? Ожидания вообще невозможно оправдать. Просто потому, что ждать чего-то – это верный способ остаться ни с чем. То есть, конечно «с чем» – с неоправданными ожиданиями. Нет, нет, друзья мои. Здесь надо ставить вопрос иначе: были ли мы сами, как зрители, достаточно убедительны для этой истории? Энн Хатауйэй в роли Белой КоролевыПоверила ли нам Алиса, которая – существует. Или вы считаете, что она – только плод воображения одного чудака из Оксфорда? И не надейтесь. Алиса будет всегда. Ее вовсе не Кэрролл и Тенниелл вызвали из небытия, но она сама явилась им в полуяви-полусне, в том пограничном царстве любви и вымысла, имя которому – Фантазия.

Алиса – подобно бабочке. Она появляется там, где есть чудо. А чудо появляется там, где есть человек, способный удивляться. Один поэт сказал: «Удивление – ты течешь прохладой…»

Алиса в стране чудес :)И прохладой, и чеширской улыбкой, и лихой рысью брандашмыга. Сегодня оно завернулось в кокон, спряталось от света и нам кажется – мир сер и уныл. Но это притаилась наша душа, готовясь к новым приключениям. Мир – удивителен. У человека всегда есть возможность воскликнуть: «Вот так чудо!» и – преобразиться, подобно бартоновой гусенице, обернувшейся чудесной бабочкой.

И тогда рядом с нами окажется Алиса. Она поверит нам и протянет вострый меч. Он очень вострый, смотрите, не порежьтесь!

***

 “Алиса в стране чудес”/ “Alice in Wonderland”

США, экранизация, сказка, 2010

Режиссер – Тим Бартон

Автор сценария – Линда Вулвертон по сказке Льюиса Кэрролла

Оператор – Дариуш Вольский

Композитор – Дэнни Эльфман

В главных ролях:

Миа Васиковска – Алиса

Джонни Депп – Безумный Шляпник

Хелена Бонэм Картер – Красная Королева

Энн Хатауэй – Белая Королева

Стивен Фрай – Чеширский Кот

и много-много других

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>