Знаменитый Фантомас

Луи Фейад

Луи Фейад

«Мы хотим спасти французскую кинематографию от влияния Рокамболя, направить ее к более высоким целям»,— заявляли в 1911 г. руково­дитель фирмы Леон Гомон и его главный режиссер Луи Фейад. Однако стои­ло Гомону узнать, что рокамболи приносят крупный доход, как он немедленно принялся за съемку серии своих «Фантомасов».

В начале 1911 г. Франция была наводнена такими афишами: Фантомас, человек в маске и черном плаще, размахивая кинжалом, попирал одной ногой Париж. Пьер Сувестр и Марсель Ален в течение трех лет ежемесячно писали и выпускали по триста восемьдесят две страницы, посвященные этому интересному герою. Книги о нем выходили тиражом шесть­сот тысяч экземпляров и переводились на двадцать языков. Они создали «владыке ужасов»  такую популярность, что на него возлагали ответственность за трагические подвиги Бонно. От правительства требовали запрета этих скандальных романов.

Леон Гомон

Фейад сделал из первых томов «Фантомаса» пять фильмов. Фантомаса играл Рене Наварр, инспектора Жюва — Бреон, молодого журналиста Фандора — Жорж Мельшиор, сообщницу Фантомаса леди Бельтам — Рене Жарль. Фильм верно передавал главнейшие эпизоды романа.

Фельетонист Понсон дю Террай черпал для своего «Рокамболя» мате­риал из «Человеческой комедии»; Пьер Сувестр и Марсель Ален использовали для своего романа аналитический метод Эмиля Золя. В свою очередь, следуя их натурализму, Фейад точно воссоздал обстановку и среду, отте­нив первостепенную роль Парижа и его пригородов. В образе, созданном Иветт Андрейор, одетой, как одеваются уличные девушки, и ожидающей кого-то под чугунными, столбами надземной железной дороги, столько же поэзии, как и в декорациях «Врат ночи», где Марсель Карне пытался вос­произвести неповторимую атмосферу станции Барбе-Рошешуар. «Создать правдивую  атмосферу,   передать  верную  ноту,  добиться  максимального эффекта, не отходя от простоты, придающей произведению его истинное значение»,— такова была программа, намеченная Фейадом в «Жизни как она есть» и осуществленная в некоторых эпизодах «Фантомаса», заставляю­щих забывать о посредственности и бедности на скорую руку поставленных сцен. Делать фильм нужно было быстро; стоимость эпизода не должна была превышать двадцати тысяч франков: поэтому обычно снимали планы про­тяжением в восемьдесят метров.

Слава «Фантомаса» возросла еще больше с ростом популярности «ко­роля ужасов» – Рене Наварр, получавший по триста-четыреста писем еже­дневно, вызывал сильное волнение, стоило ему показаться на бульварах или в кафе.

А теперь – смотрите! И бойтесь :)

Жорж Садуль “История киноискусства” Гл. VIII “Развитие французского кино между 1909 и 1914 гг.”

   До: звезды студии “Гомон”

    После:  фильмы Викторина Жассе и его последователей

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>