Три фильма по произведениям Роберта Шекли: “Десятая жертва”, “Цена риска”, “Беглец”

Посмотрел три фильма  (из четырех, о которых знаю), снятые по мотивам произведений Роберта Шекли. Поделюсь впечатлениями. А читатели сами решат, имеет смысл смотреть их онлайн, скачивать или даже сохранять на жестком диске.

Удивительно, но сочинения Шекли мало экранизировали. Между тем, многие его тексты просятся на экран. Кроме тех фильмов, о которых я пишу, была еще экранизация рассказа (по-моему, о спятившей подводной лодке) в цикле телепередач советского телевидения “Этот фантастический мир”.  Но то была, скорее, театральная постановка, адаптированная для телеэкрана, нежели короткометражный телефильм.

Так вот, фильмы, о которых я напишу, это:

“Десятая жертва”

Фильм "Десята жертва" по рассказу Роберта Шекли

“Цена риска”

Фильм "Цена риска" по рассказу Роберта Шекли

“Корпорация “Бессмертие” (или “Беглец”)

Фильм "Беглец" или "Корпорация "Бессмертие" по роману Роберта Шекли

Внизу – короткая информация о всех фильмах.

Есть еще фильм “Побег с Адского озера” / “Escape from Hell Island”, 1963, черно-белый, но я его на русском языке не нашел.

Фильм "Побег с Адского озера" по произведению Роберта Шекли

Увы – все фильмы “одноразовые” (для одного просмотра). Естественно, мое мнение может не совпасть с вашим, уважаемые читатели. Но для меня (и жены моей) – именно так.

Каждый раз я искал в фильмах “по Шекли” самого Шекли – и не находил. При всем уважении к Тонино Гуэрро, он изрядно  переиначил историю, рассказанную Шекли, а Мастроянни и Андерс (пара-то, согласитесь, чрезвычайно многообещающая) сыграли нам банальную мелодраму. К финалу так просто ощущаешь оскомину, настолько все предсказуемы и неинтересно. Речь о фильме “Десятая жертва”. Сюжет вкратце таков: на Земле проводятся “спортивные” убийства, разрешенные законом. Кто угодно может попробовать себя и в роли жертвы, и в роли охотника (по очереди) и если ему удастся выжить 10 раз (фактически, совершить 10 убийств), то он получает всеобщее признание, почет и немалый приз – 1 миллион “зеленых”. Как вы сами понимаете,  жребий свел в пару героиню Урсулы Андерс и героя Мастроянни, она охотится за ним, они влюбляются, попутно строят друг другу то козни, то куры, и все завершается хэппи-эндом. Скучно.

"Десятая жертва"

“Беглец” (в оригинале – Freejack – “свободный человек”) непонятно на каком основании причисляют чуть-ли не к кибер-панк-фантастике. Главного героя “забирают”  в не слишком отдаленное будущее за секунду до смерти в результате автокрушения. Все, в том числе  невеста героя, считают его погибшим. Оказываются, похитили парня только для того, чтобы спасти жизнь некоему влиятельному человеку, президенту могущественной корпорации. Сознание этого президента должны были “поместить” в тело юноши. А зачем же президенту потребовалось разрабатывать столь сложный план? – Да потому, что президент  желает  покорить сердце бывшей подруги главного героя, а ныне – своей помощницы. Раз парень все равно должен погибнуть, так отчего бы не воспользоваться его телом для соблазнения хорошенькой женщины? Вопрос риторический. Моральные нормы в расчет не принимаются. Но план босса дает сбой. Героя сбегает от похитителей, кружит по городу, за фриджека (так называют людей, похищенных из прошлого) назначена громадная награда,  его “сдает” бывший друг, парень спасается от погони, потом он встречает бывшую подругу, та его сначала не признает, потом признает, потом они пытаются обдурить голограмму уже умершего босса, а сознательная голограмма тоже не лаптем щи хлебала и пытается обдурить героя… Не беспокойтесь, хэппи-энд уже наготове.

"Беглец"

Сделали из “Шекли” футуристический боевик с “толстой” мелодраматической прослойкой. Не по мне!

Если на кого и можно посмотреть в этом фильме, так это на Мика Джаггера – легендарного фронтмена “Роллингов” :)

Мик Джаггер - глава службы безопасности

А у главного героя вид смышленой напуганной мышки.

А вот “Цена риска” – хорош.  И – что особенно порадовало – никакой мелодрамы. Это суровая, печальная история о том, что победить можно далеко не всегда. О том, что с волками жить – или по волчьи выть или подвывать от отчаяния. И о том, что нужно слушать любимых женщин, которые иногда заменяют мужчинам голос спящей интуиции.

Это еще одна вариация постоянного сюжета Шекли об узаконенных преступлениях. Есть популярное телешоу: несколько охотников, одна жертва. В прямом эфире показывается процесс травли, прерываемый рекламными паузами. Зрители рукоплещут. Стать “жертвой” очень трудно, потому что создатели шоу сулят тем из них, которые сумеют спастись от охотников, громадные призовые.

Главный герой Франсуа Жакмар, спасаясь от преследования, убивает своих охотников и вызывает у одной части зрителей – бурю возмущения, у другой – негодование, а руководство шоу оказывается на грани тотального разоблачения. Оказывается, почти все перипетии охоты всегда подстроены заранее и жертва уничтожается именно в тот момент, когда это целесообразно для подогрева интереса аудитории. Жакмар обо всем узнает от одной из создательниц шоу, которая… нет, друзья мои – как я и сказал, в этом фильме никакой любовной истории нет, за исключением хрупкой линии взаимоотношений Жакмара и его девушки. Она пытается отговорить парня от участия в диком шоу. Тот уверен, что выиграет приз. Что ждет Жакмара в финале? Посмотрите, фильм того стоит. Этот фильм можно счесть арт-хаусным, он прям, местами груб и некомплиментарен ни к одному из персонажей этой истории. Очень убедителен Мишель Пикколи в роли ведущего телешоу.

"Цена риска"

Ну, вот как-то так.

Посмотрите, выскажете свои мнения. Буду рад!

“Десятая жертва” / La Decima Vittima, 1965 г., Италия – Франция

Снят по рассказу Шекли “Седьмая жертва”

Режиссер – Элио Петри

Сценарий – Тонино Гуэрра

Композитор – Пьеро Пиччони

В ролях – Марчелло Мастроянни, Урсула Андерс

“Цена риска” / “Le Prix du danger”, 1983 г., Франция – Югославия

Снят по рассказу Шекли “Премия за риск”

Режиссер – Ив Буассе

Сценарий – Ив Буассе, Жан Кюртелен

Оператор – Пьер-Вильям Гленн

Композитор – Владимир Косма

В ролях – Жерар Ланвен, Мишель Пикколи

“Корпорация “Бессмертие” / “Freejack”, 1992 г., США

Снят по роману Шекли “Корпорация “Бессмертие”

Режиссер - Джеф Мерфи

Сценарий – Роберт Шекли, Стивен Прессфилд, Рональд Шусетт

Операторы – Амир М. Мокри, Виктор Нелли мл.

Композиторы – Пол Баркер, Джейн Чайлд, Ален Йоханнес

В ролях – Эмилио Эстевес, Мик Джаггер, Рене Руссо

 ***

Любопытные фантастические фильмы:

“Зеленый фонарь”

Сериал “Гримм”

“Меняющие реальность”

 

8 мыслей о “Три фильма по произведениям Роберта Шекли: “Десятая жертва”, “Цена риска”, “Беглец”

  1. Шекли непризнан в своё время,как любой гений…Мало того,время его ещё не пришло

  2. Cпасибо за комментарий! Я с вами согласен – произведения Шекли очень хочется экранизировать!

  3. Спасибо за рассказ про свои впечатления! Ваши записи до сих пор актуальны. Перечитал все что можно.Сочинения Шекли мало экранизировали. Между тем, многие его тексты просятся на экран.Неужели так трудно.Вы просто представьте как можно было поставить фильм по рассказу “Абсолютное оружие”!!!!!! БЫЛА БЫ БОМБА!!!

  4. Скажите, это все экранизации по Шекли? (может, еще что-то появилось)
    Если это всё – то очень жаль( Мне очень пришлось по душе ваше описание фильмов, и поэтому посмотрю только “Цена риска”)

  5. Спасибо за рассказ про свои впечатления! Ваши записи до сих пор актуальны :-) Дочитываю последнюю часть произведений Шекли. Соглашусь с Ириной – по Вашему описанию стоит смотреть только два вышеупомянутых фильма.

  6. Cпасибо, Ирина. Очень приятно, что мои записи нужны и интересны

  7. Спасибо за реценцию на фильмы. как раз дочитала корпорацию бессмертие, насмотрелась интервью с Шекли (какой он выдающийся и похож на себя) и вот узнала про фильмы по его книгам. Пожалуй Цену риска и Беглец (только из за Джаггера) посмотрю.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>