Фильмы Викторина Жассе и его последователей

Викторин Жассе

Викторин Жассе

Знаменитый роман-фельетон “Фантомас” (режиссер Луи Фейад), которому вскоре начали подражать американские серийные фильмы, был подготовлен успехом “Ника Картера” Викторина Жассе. Поклонник школы “Вайтаграфа”, Жассе усовершенствовал монтаж и крупный план и систематически перемежал сцены, снятые в студии со сценами, снятыми на открытом воздухе. Он сумел получить превосходные снимки от своего оператора для серии “Битвы жизни”.  После успеха “Ника Картера” фирма “Эклер” специализировалась на экранизации романа-фельетона. Жассе, обладавший огромной фантазией, импровизировал свои сценарии во время съемки. Он взял у “Матен” и у Лео Сази имя своего героя, бандита Зигомара, в капюшоне с отверстиями для глаз. Во время съемок он придумывал сценарии фильмов в тысячу метров (“Зигомар”, “Неуловимый Зигомар”, “Зигомар против Ника Картера”). Затем Жассе приступил к съемкам новой серии – серии “Протеа”.

Кроме фельетона, в области которого Жассе достиг большого успеха, он ставил многочисленные реалистические драмы в манере Золя, например, “В стране мрака”. К настоящему времени работы Жассе не сохранились. Но от нескольких оставшихся нам снимков веет настоящей поэзией, подлинной современностью. Как и в лучших фильмах Фейада, через фильмы Жассе проходит линия французского кино, которая через Ганса и Эпштейна, Пукталя и Фейдера приводит к Ренуару и Карне.

22 июня 1913 г. Жассе в возрасте пятидесяти одного года умер во время съемки одной из серий фильма “Протеа”. Его ассистенты Февр и Жерар Буржуа закончили этот фильм. Денизо, прежде работавший с Жоржем Монка, создал фильм из итальянских эпизодов – “Тигрис”. Актер Анри Краус превратился в постановщика, как и актер Морис Турнер, который при жизни Жассе руководил приспособлением для кино пьес Андре де Лорда (“Детская каторга”, “Учитель Гудрон” и др.) В 1913 г. он уехал в Америку для работы в отделении фирмы “Эклер”. К нему присоединился и Эмиль Шотар, получивший известность постановкой мрачной мелодрамы, направленной против пьянства, – “Яд человечества”.

Кадр из фильма Викторина Жассе

Падение французского кино началось со смертью Жассе. Италия и Дания вытеснили французское кино, попавшее в тупик вследствие однообразия репертуара, бездарности некоторых актеров и главным образом из-за недостаточности финансовых средств. Война 1914 г. почти привела к его ликвидации, тем более что его художественный баланс уже с давних пор был дефицитен, если не считать приключенческих и комических фильмов.

Жорж Садуль “История киноискусства”. Гл. VIII “Развитие французского кино между 1909 и 1914 гг.”

  До: знаменитый “Фантомас” от Луи Фейада

После: датское кино в 1910-20 гг. XX в.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>