Посмотрите фильм “Вечера на хуторе близ Диканьки”!

Посмотрите, либо пересмотрите непременно, ибо он упоителен.

Вечера на хуторе близ Диканьки - фильм

Конечно, сочинения Николая Васильевича Гоголя экранизировать не то, что затруднительно, но просто невозможно. Невозможно потому, что  нет выразительных визуальных средств, способных передать живое, то – стремительное, как вырвавшийся из расселины ручей, а то – певучее, как вольный Днепр, гоголевское слово.

Значит, режиссерам, сценаристам, операторам, художникам, и – само собой – актерам нужно искать какие-то особенные приемы, чтобы попадать хотя бы не в такт слову, а в такт – духу гоголевских текстов.

Актерам, замечу, легче всего. Но и труднее, с другой стороны. Легче – поскольку образы повестей Гоголя настолько ярки и живописны, насколько это вообще возможно, а труднее – потому, что нетрудно все это завораживающее богатство образов переиграть, то бишь упростить до оскомины. Иными словами – замаслить, сделать блеклым, ходульным, просто-напросто скучным.

Вакула - актер Юрий Тавров

Кузнец Вакула

Великий (без всякого преувеличения) русский режиссер ирландско-греческого происхождения Александр Артурович Роу сумел поставить замечательный, очень гоголевский по атмосфере фильм. Называется он “Вечера на хуторе близ Диканьки”, хотя снят по одной лишь повести этого чудесного цикла малороссийских повестей. Это фильм по сказке “Ночь перед Рождеством”.

Оксана - актриса Людмила Мызникова

Красавица Оксана

Вероятно, большинство из нас смотрели его в детстве, те, кому за “сорок” – по телевизионной программе “В гостях у сказки”, любимой передаче всей школьной советской детворы. Сказочная повесть, написанная упоительным языком – ну как подступиться к ее экранному воплощению? Диво дивное: ирландец, снимавший прекрасные фильмы фильмы по русским сказкам (“Огонь, вода и медные трубы”, “Марья – искусница”, “Василиса Прекрасная” и многие другие) вдруг берется за совершенно новый для себя, невиданный и неслыханный (как будто) литературный материал – повесть, в которой, как в чудесной шкатулке, таится сокровище – Украина и восторг писателя перед своей отчизной.

Солоха, актриса Людмила Хитяева

Добрая баба Солоха

И вот ирландец Роу создает шедевр. Он понимает, что ему не “угнаться” за словом Гоголя. И рассказчик, который за кадром ведет поначалу повествование, только лишь деликатно поясняет происходящее (для тех, кто не читал книжки!). Но потом он (рассказчик) умолкает, отходит на второй план, словно бы уступает место жителям Диканьки, признавая за ними право первенства. И начинается сказочная феерия. Красочная, сочная, брызжущая смехом, лукавством и вместе с тем – лиричная и певучая.

На кого смотрят Чуб, его кум, жена кума и ткач Шапуваленко?

На дьяка, вылезшего из мешка!

И – Боже мой! – до чего же хороши актерские работы. Что ни образ – то загляденье. Как говорят, актеры “купаются” в благодатном литературном материале. Но ведь за всем этим стоит тончайшее мастерство сказочника Роу. Объяснить задачу, выбрать подходящий план, акцентировать внимание на деталях. Роскошные крупные планы, нигде ни малейшей затянутости, все выкроено и сшито с абсолютной точностью. Никакой натуги, напряжения, ничего случайного или нарочитого. Все на своих местах.

Прекрасный план, согласитесь! А на кого они смотрят? :)

Да на скандальны баб они смотрят! :)

И мы убеждаемся – в самом деле! – перед нами – вечная Диканька со всеми ее неподражаемыми обитателями: могучим нежным Вакулой, кокетливой милой Оксаной (как убедительно Людмила Мызникова показывает изменившуюся за ночь Оксану!), надутым знахарем Пацюком, дородным Чубом, дребезжащим дьяком, важным головой, вечно хмельным кумом и его сварливой жинкой, развеселым ткачом – это же чудо, как хорошо!

А вот – изволите видеть Пузатого Пацюка, поглощающего вареники

Завидую я немного тем, кому еще предстоит посмотреть этот фильм.

Вакула на черте

А еще хочу поклониться Роу за бесстрашие. В начале 60-х годов в детской (как бы) сказке звучат рождественские праздничные колядки, отрывок из рождественского тропаря. Мы видим красивый сельский храм, непритворно молящихся людей, слышим звон праздничных колоколов.

Пресвятая Богородица, кадр из фильма. Ох, и молодец же Роу!

Вот скажите, можно было обойтись без всего этого (советское время, гонения на церковь, зачем рисковать карьерой, спорить с цензурой?). Да, можно было. А вот – Роу не захотел. Он прочитал Гоголя с душой и сердцем и пересказал историю на киноязыке с замечательным талантом и мастерством.

А теперь – смотрите фильм “Вечера на хуторе близ Диканьки: Ночь перед Рождеством”

 

О фильме “Вечера на хуторе близ Диканьки”

фильм-сказка, СССР, 1961 год.

Режиссер – Александр Роу

Сценарий – Александр Роу

Оператор – Дмитрий Суренский

Композитор - Аркадий Филиппенко

В ролях:

Александр Хвыля - казак Чуб

Людмила Мызникова – Оксана

Юрий Тавров – Вакула

Александр Радунский – Голова

Георгий Милляр – черт

Людмила Хитяева – Солоха

Сергей Мартинсон – дьяк

Анатолий Кубацкий – Панас

Дмитрий Капка – ткач

М. Сидорчук – Одарка

Вера Алтайская – жена Панаса

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>