Датское кино в 1910-20 гг XX века: рассказывает Жорж Садуль

Глава IX

 Скандинавское кино

 Датское кино в течение нескольких лет завоевало всеобщее признание. Эта страна с населением, количественно уступавшим населению Боль­шого Парижа, с самого начала XVIII в. обладала прекрасной театральной школой, поставлявшей студиям кино своих декораторов, постановщиков, актеров, сценаристов. Особое значение приобрело датское кино в Цен­тральной и Северной Европе, что объяснялось невысоким уровнем не­мецкого кино во времена Вильгельма П.

Виго Ларсен

Виго Ларсен

Ни «Охота на львов», отметившая начало деятельности фирмы «Нордиск», основанной Оле Олсеном, ни «Гамлет, принц Датский», ни «Дама с камелиями», в которой играл Лауритц Олсен, не были известны за преде­лами страны. И, даже несмотря на успех фильма «Торговля белыми рабы­нями», широкую известность фирма «Нордиск» начала приобретать лишь с 1910—1911   гг.

Вигго Ларсен уехал в Германию, где он с польской актрисой Вандой Трейман составил идеальную пару. Одной из последних   его  постановок был фильм «Революционная свадьба» (переделка для кино романа Софуса Михаэлиса) с участием Августа Блома,   заменившего  Ларсена на посту глинного директора «Нордиск». Этот плодовитый постановщик, пробовав­ший свои силы в разных жанрах («Гамлет», «Робинзон Крузо», «Бури жиз­ни»), пригласил работать в кино знаменитую актрису Асту Нильсен, кото­рая и дебютировала в фильме «Любовь танцовщицы». В фильме «У ворот тюрьмы», пользовавшемся громадным успехом, Блом показал целый ряд замечательных   актеров:   Вальдемара  Псиландера,   Клару  Понтоппидан, Августу Блад, Гудрун Бруун. Славу Эльзе Фрелих создали фильмы «Ави­атор и жени журналиста» и «Дочь железнодорожников».

Приблизительно в то же время актер Расмус Оттесон дебютировал как по­становщик фильм» «Домь пивовара» (с Олафом Фёнсом) по сценарию молодого ко­пенгагенского журналиста Карла Дрейера. Хольгер Расмусен снимал «Кина» и «Жен­щину X», а Роберт Дипосом – пользовавшийся громадным успехом фильм «Четыре дьявола» по  одноименному роману Германа Банга и детектив «Доктор Гар Эль Гама», в котором он следовал Шнедлеру Соренсену. Наконец, муж Асты Нильсен, Урбан Гад,  ставил  для своей жены фильмы,  в которых она особенно прославилась:  «Бездна», «Смерть в Севилье», «Дочь пролетария», «Когда спадают маски», «Любовь под маской», «Грустные мечты»,  «Пляска смерти»,  «Большая любовь», «Ошибка  отца», «Пламя».

Аста Нильсен была одной первых «звезд», пользовавшихся мировой славой. Ее называли «Северной Дузе», «Скандинавской Сарой Бернар». Смотреть фильмы, в которых она играла, стремились всюду – в Берлине и Санкт-Петербурге, в Париже и в Нью-Йорке. По большей части Нильсен играла в светских драмах во вкусе Порто-Риша и немецких драматургов; адюльтеры, падение, преступления, прощение, борьба с совестью — все было в этих фильмах. Бурная, всепокоряющая страсть искажала тра­гическое лицо актрисы, изможденное, несколько жесткое, но чрезвычайно выразительное.

Аста Нильсен

С Астой Нильсен, Олафом Фёнсом, Бетти Нансен, Лили Бек, Эльзой Фрелих, Вальдемаром Псиландером, Кларой Понтоппидан, Каролем Пиит и Августой Блад нарождался новый, странный мир, родственный миру модных в Центральной Европе романов и драм. Ради любви канатной пля­суньи офицеры дрались на дуэли; потерявший память миллионер становил­ся акробатом. Клоуны хохотали, хотя и были огорчены, при виде пылав­шего замка своего кумира; цыгане похищали герцогинь; дочь стального короля становилась королевой цирка. Над всеми этими любовными исто­риями нависала постоянная угроза катастроф: автомобилист давил маши­ной изменившую ему жену; молния поражала графа и его возлюблен­ную в большом зале замка; мельница загоралась; взрыв сбрасывал всад­ника с коня; захваченный врасплох любовник безжизненный падал па пень, перепиленный механической пилой; взорванный динамитом замок банкира взлетал на воздух, но слепая наследница оставалась невредимой; граф, соблазнивший дочь сторожа маяка, погибал в зыбучих песках; молодая баронесса блестяще делала с большой высоты опасный прыжок в воду, и в это время ее старый отец умирал от нервного потрясения…

Первым специалистом-постановщиком подобных светских драм стал Август Блом. Но Урбан Гад вскоре опередил его на этом поприще, а Шнедлер Соренсен и Альфред Линд специализировались на трагедиях жизни циркачей. Хольгер Мадсен, в течение нескольких лет работавший над «Белыми рабынями», превзошел, однако, всех своих соперников умом, утончённостыо, эстетизмом, пристрастием к красивому кадру. Он стал как бы скандинавским Батайем и часто снимал рискованные, необыкновенные сюжеты: «Морфинисты», «Спириты», «Мистическая дружба». Его фильм «Грезы курильщика опиума», запрещенный в Дании, имел громадный успех в Соединенных Штатах. Хольгер Мадсен уже в 1914 г. использовал передвижку съемочной камеры и изменял угол съемки при одной и той же декорации. В этом отношении он опередил Гриффита и за де­вять лет предвосхитил развитие кинематографического языка.

Теда Бара – Теодозия Гудман

Так в этих фильмах возник целый мир бездельников, лакеев и акробатов, мир людей вне жизни, которым непрерывно угрожали квазикомические катастрофы. Датское кино предвещало мир Голливуда, который заимствовал  у него и некоторые  атрибуты  кино: «роковую  женщину» (вамп) и «поцелуй».  Начиная   с   эпохи   романтизма   «роковую   женщи­ну» можно было вообще встретить и в самой лучшей и в самой худшей литературе. Итальянцы в 1908 г. извлекли ее из литературы и время от времени показывали на экране. Но датчане превратили ее уже в типично кинема­тографическую героиню, назвав ее «вамп». Это создание в 1914 г. было на­столько датским, что актриса Теодозия Гудман, желая перенести этот новый тип в Соединенные Штаты, взяла  себе псевдоним,   созвучный с датским, – Теда   Бара.

«Поцелуй» датских «вамп» вызвал бурю негодования. Во Франции в те­чение долгого времени датские фильмы находили «рискованными, неприлич­ными, сладострастными». Однако накануне войны «поцелуй» завоевал себе право гражданства. Один немецкий журналист писал: «Поцелуй в кино преобразился. Теперь не довольствуются коротким поцелуем, как в доб­рое старое время. Губы соединяются с губами долго, страстно, и женщина в истоме отгибает голову назад».

Однако «счастливый конец» не является датским измышлением. На родине Гамлета предпочитали трагический конец с нагромождением трупов. Большая часть фильмов была овеяна безысходным песси­мизмом.

Необычайный блеск датского кино привлек в Копенгаген немецких постановщиков. Вильгельм Глюкштадт после нескольких картин в датском вкусе («Конфетти», «Цыганский оркестр») поставил «Остров мертвых» по мотиву знаменитой картины Бёклина. Вдохновившись дурным вкусом базельского художника, режиссер фон дер А-Кюле вывел в экстравагант­ном фильме «Золотая труба» древних героев Нибелунгов и в гротескном виде предвосхитил будущие успехи Фрица Ланга.

Накануне войны датское кино несколько эволюционировало. Зри­тели устали от аристократов и акробатов, сцены с катастрофами при­няли гигантские пропорции. Август Блом поставил в студии гибель «Титаника» для фильма «Атлантида» (позднее этот сюжет часто повторялся), сценарий которого был написан по одноименному роману знаменитого не­мецкого писателя Гергардта Гауптмана.

Аугуст Блом

Под влиянием французов возросло число сложных и фантастических детективных романов.  В фильмах этого рода обычно играл Олаф Фёнс. Карл Дрейер  приспособил для  кино роман  Пауля Линдау  «Индийская гробница»; фильм этот был поставлен во время войны Августом Бломом. Этой постановкой последний и закончил свою карьеру. Наследниками его были: Георг Шнеефойгт («Рука скелета», 1915), который до сих пор ставит фильмы в Норвегии; А. В. Зандберг, после 1918 г. приспособивший для кино некоторые произведения Диккенса и до конца своей жизни  (1938) ставивший фильмы по всей Европе; Лау Лауритцен, вскоре расставшийся с детективными фильмами ради комических – он стал постоянным постановщиком для Шенстрома и Мадсена, известных с 1919 г. под именем Пат и Паташон. Последние пользовались большим успехом вплоть до  поколения говорящего кино, когда  их место  заняли Стан  Лаурель и Оливер Харди.

Война ускорила развитие датского кино. Центральная Европа жадно хватала фильмы «Нордиск», что с избытком компенсировало фирму за бойкот со стороны стран-союзников. Без Копенгагена немецким кинематогра­фам, пожалуй, пришлось бы закрыться. Количество датских фильмов неук­лонно возрастало.  Рекордное число их приходится на  1915 г.  Хольгер Мадсен,   Август Блом, Уильям  Зандберг,   Роберт Динезен,   Урбан  Гад, Хьяльмар   Давидсен,   Шнедлер   Соренсен,  Лау  Лауритцен,   Мартиниус Нильсен, Эммануэль Грегерс, Фриц Магнуссен, Александр Кристиан со­перничали между собой, и некоторые из них выпускали по два-три фильма в месяц. Блом поставил фильм «За родину»; Хольгер Мадсен ответил «Веч­ным миром»: в этом фильме сестра милосердия с большим красным крестом на груди проповедовала братство офицеров и дипломатов. В то же время тяготение ко всему фантастическому предвещало появление в Копенгагене немецкого экспрессионизма. Бенджамен Кристенсен — актер, ставший за­тем постановщиком и дебютировавший перед войной с детективным рома­ном «Таинственный X». — показал в 1916 г.   свой первый шедевр «Ночь возмездия».

Аста Нильсен и Урбан Гад

Однако дни датского кино были уже сочтены. Аста Нильсен и Урбан Гад уже давно (в 1913 г) переехали в Берлин. Там же Олаф Фенс снимался у Отто Рипперта в шести сериях

 «Гомункулуса». Вальдемар Псиландер умер в 1918 г. Германская кинопромышленность строила колоссальные студии и Мюнхене и Берлине.

После 1918 г. работники датского кино рассеялись, и только Уильям Зандберг и Лау Лауритцен все еще продолжали снимать. Георг Шнеефойгт эмигрировал в Норвегию. Карл Дрейер, дебютировавший в качестве по­становщика «Президента» и «Листов сатанинской книги», переселился в Швецию, где он вновь встретился с Кристенсеном. Датское кино оказало глубокое влияние на зарождавшееся швед­ское кино.

 Жорж Садуль “История киноискусства” Гл. IX “Скандинавское кино”

До: фильмы Викторина Жассе

После: шведское кино в 1910-20 гг. XX века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>