«Воспитание чувств» / An Education, режиссер Лоне Шерфиг

Воспитание чувств постер фильма

Ежегодно в мире сотни тысяч молоденьких выпускниц средних школ влюбляются во взрослых мужчин. Ежегодно сотни тысяч солидных тридцатилетних мужчин соблазняют молоденьких выпускниц средних школ. Все истории похожи одна на другу, как… ну да – как две капли воды. И каждая уникальна – потому что сквозь каждую каплю отношения свет  чувства преломляется по-разному.

Кадр из фильма «Воспитание чувств» / «An Education»«Воспитание чувств» – это роман Густава Флобера, российские прокатчики дали картине именно такое название и тем немного смутили начитанных зрителей. Но Шерфиг экранизирует совсем другое художественно-автобиографическое произведение. Британская журналистка Линн Барбер написала мемуары «An Education», что можно перевести как «Образование». В книге она рассказала о том, что пережила в юности. И вот перед нами – фильм об искушении, падении, беззаконных радостях и терзаниях, обмане и разочаровании. И самое главное – о становлении личности, словом, о «воспитании чувств».

Кадр из фильма «Воспитание чувств» / «An Education»Увы, как мне кажется, там, где стоило бы начинать, режиссер завершает. После того, как Дженни раскрывает обман Дэвида (он оказывается семейным человеком), начинается подлинная история взросления девушки. То, что было до этого – просто эпизод, только обстоятельства, которые проявляют стойкость, духовную выносливость Дженни. Впрочем, как об этом расскажешь? – Это дело литературы, не кино. А если кинематографа, то – мастерства Бергмана и Антониони.

Кадр из фильма «Воспитание чувств» / «An Education»Фильм тщательно выстроен, умело сделан. Актеры чутки, правдивы; нет никакой «правды вымысла», потому что нет и самого вымысла. За происходящим с интересом следишь – и сочувствуешь, и негодуешь даже. Но вот какая история – уже через пару минут после окончания фильма как-то быстро освобождаешься от него, теряешь послевкусие. Да и было ли оно? Вкус ощущаешь, безусловно. А послевкусия – как будто, и нет.

Кадр из фильма «Воспитание чувств» / «An Education»Фильм – как очень легкое, стремительно выдыхающееся вино. И аромат ощущали и вкус неплох, – но вот и все выпито… Было соучастие – в памяти осталась история, а эмоции-то как будто выветрились.

А вот от другого претендента на Оскар 2010 – «Сумасшедшего сердца» – сумасшедшее же послевкусие. Бешеное, живое, чистое.

Да нет же, хорошее кино. Правда, хорошее. Кадр из фильма «Воспитание чувств» / «An Education»И очень для отечественного кинозрителя необычное. Ведь такое простое кино в России делать не принято. Предполагаю, что отечественные режиссеры не удержались бы от пары-тройки забористых поворотов сюжета. И девушка забеременела бы, родители ее выгнали из квартиры, а папа отправился на разборку с обманщиком-кавалером… В лучшем случае вышла бы или производственно-романтическая эпопея («Москва слезам не верит») или  натуралистическая драма высокого накала страстей  («Маленькая Вера»).

А вера должна быть большой. Как у Дженни Миллер – стойкой девчонки, поступившей-таки в Оксфорд. По-моему, это самое главное в фильме.

“Воспитание чувств” / An Education,

мелодрама, Великобритания, 2009 г.

Режиссер – Лоне Шерфиг

Автор сценария – Ник Хорнби и мемуары Линн Барбер

Оператор – Джон де Борман

Композитор – Пол Энглишби

В главных ролях

Кэри Маллиган – Дженни Миллер

Питер Сарсгаард – Дэвид Голдман

Доминик Купер - Дэнни

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>