Вы заходили в “Кабинет доктора Калигари”?

Фильм «Кабинет доктора Калигари» неизменно входит в рейтинги лучших фильмов мира, которые ежегодно составляются, пересматриваются, дополняются, тасуются, словно карты.

Кабинет доктора Калигари

А «Кабинет…» всегда на месте – как один из лучших фильмов начала прошлого века и самый яркий фильм 1920 года. Правда, был еще фильм Фридриха Мурнау «Голова Януса», но он, к сожалению, не сохранился.

Конечно, в зрительские рейтинги «Кабинет доктора Калигари» не попадает, – но только по той причине, что большинство поклонников современного кино не желают смотреть старые фильмы и априори отказывают черно-белым и немым шедеврам в художественных достоинствах.

Между тем, непроходимая чаща современного кинематографа – не только авторского, но и жанрового – выросла из нескольких киноростков, за которыми был заботливый и профессиональный уход.

Известный кинокритик Кеннет МакГоуэн утверждал, что «Кабинет…» – намного более захватывающий, нежели бесчисленная кинопродукция текущих лет.

Искусствовед Уиллард Райт считал, что «Кабинет…»  предлагает генеральный курс, по которому будет развиваться кинематограф.

Эпохальный фильм "Кабинет доктора Калигари"

Были у фильма и свои критики. Так, режиссер и теоретик кино Жак Эпштейн считал фильм «декорацией, в котором живые элементы уничтожены взмахом кисти», а выдающийся режиссер Сергей Эйзенштейн восторженно характеризовал фильм «праздником самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве». Безусловно, что фильм производил неизгладимое впечатление на всех зрителей, как кинопрофессионалов, так и любителей.

Навеки в одной строке рядом с названием фильма стоит имя режиссера Роберта Вине. Но «Кабинет доктора Калигари» не стал бы выдающимся кинопроизведением без крепкого сценария Карла Майера и Ганса Яновица, без изощренной работы художников-экспрессионистов из группы «Der Sturm» – Германа Варма, Вальтера Рерига и Вальтера Раймана, и, конечно, без изумительной актерской работы Вернера Крауса, исполнившего заглавную роль в фильме. Другой немецкий режиссер Фриц Ланг, который должен был снимать этот фильм, предложил гениальный финальный сценарный ход, полностью поменявший смысловые акценты, но абсолютно точный в плане следования экспрессивной психотропной поэтике фильма. Те, кто смотрел «Кабинет…» поймут, о чем речь. А тем, кому это еще предстоит, я не намерен раскрывать карты. Скажу одно: интрига многих современных мистических триллеров на 80%-90% исчерпывается сюжетными ходами «Кабинета доктора Калигари». Взять хотя бы «Остров проклятых» – для меня несомненно, что его сценаристы сознательно или бессознательно обращались к опыту старого немецкого фильма, который и сейчас, по прошествии почти века (!) ошеломляет.

Кадр из фильма Роберта Вине "Кабинет доктора Калигари"

Буду честен и не скажу, что фильм, общей продолжительностью чуть больше часа, смотрится на одном дыхании. Впечатление сбивают титры, которые «висят» на экране по 20-30 секунд, некоторые планы кажутся немного затянутыми. Предполагаю, что кому-то активно не понравится нарочитая, преувеличенная игра актеров, «выпуклая» мимика, игра на «котурнах». Но такая актерская манера отлично укладывается в стилистику экспрессионизма, главная задача которого – выразить суть духовной жизни человека не рационально, но эмоционально. Не с помощью мгновенных впечатлений и образов, но опосредованно, символически, прибегая к смысловым и визуальным (для пластических искусств) смещениям, преувеличениям и упрощениям. Фактически, фильмы экспрессионизма – это запечатленные эмоциональные состояния героев, которых обуревают сильные чувства. Мастера киноэкспрессионизма желали вовлечь зрителей в эмоциональную жизнь героев ленты, добиться непосредственного сильного отклика.

Фантасмагория: фильм "Кабинет доктора Калигари"

Все именно так и происходит! Некоторые эпизоды настолько пугающе-выразительны, а кадры – пластически-конкретны, что большинство поздних фильмов жанра хоррор не выдерживают с ними конкуренции.

Роберт Вине вместе с оператором Вилли Хамайстером безупречно выстраивает кадр, воплощая идею художников-экспрессионистов о том, что каждая сцена фильма должен выглядеть как оживший рисунок.

«Кабинет доктора Калигари» – выдающийся киноэксперимент. Этот фильм, конечно, нужно смотреть всем, кто хочет изучить исторические пути художественного кинематографа.

Но более всего, это фильм – явление фантасмагорической фантазии, он стимулирует воображение. Возможно, чересчур напористо. Тим Бертон сказал, что именно «Кабинет…» (а также «Франкенштейн» 1931 года и «Колодец с маятником» 1961) существенно повлияли на формирование его кинематографического вкуса.

 ***

О фильме “Кабинет доктора Калигари”

фильм ужасов, Германия, 1920

Режиссер – Роберт Вине

Сценарий – Ганс Яновиц, Карл Майер

Оператор – Вилли Хамайстер

В главных ролях:

Вернер Краус – профессор Калигари

Конрад Фейдт – Чезаре

Фридрих Фейер – Франц

 ***

Смотреть фильм “Кабинет доктора Калигари” онлайн

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>