“Отец Сергий”, фильм Якова Протазанова

Фильм «Отец Сергий» – экранизация повести Льва Николаевича Толстого вышел на экраны в 1918 году.

Фильм "Отец Сергий" режиссер Яков Протазанов

К этому времени постановщик картины Яков Александрович Протазанов имел не только российскую, но и международную известность. Он снял множество кинокартин, одна из которых – «Уход великого старца» создала ему за рубежом репутацию большого мастера, а другая – «Пиковая дама» – явилась подлинным шедевром мирового кинематографа.

Замысел экранизации повести Толстого Протазанов вынашивал несколько лет, но сначала не мог воплотить его в реальность, поскольку в царской России существовал запрет на изображение членов венценосной семьи и духовенства.

В советское время по вполне понятным причинам режиссер также не смог бы снять эту картину.

"Отец Сергий", фильм 1918 года

Так что промыслом Божьим (каждому по вере) режиссеру был отведен небольшой временной отрезок – конец 1917 – начало 1918 года, когда мечта об экранизации воплотилась в жизнь.

Очевидцы описывают впечатление от кинокартины в самых восторженных тонах. Залы рукоплескали. Зрители отдавали должное не только таланту постановщика, но и актерам – Ивану Мозжухину, Наталье Лисенко, Вере Орловой, которые играли достоверно и убедительно, а Иван Ильич – так просто гениально.

Вот цитата из одного отклика на фильм: «Драма не драма, роман не роман, а сама жизнь, и кто видел эту картину, тот понимает, что это сильнее и драмы, и романа».

Судьба фильма была драматичной. Через десять лет после выхода на экран, он был показан вновь – и советская кинокритика приняла его крайне резко, высмеяв замысел, скудость постановочных средств, игру актеров, причем выдающееся мастерство Мозжухина назвали «переживаньицем». Мерзость, конечно, но – таковы уж были времена. Механизм пропаганды был отлажен безукоризненно.

Фильм "Отец Сергий" 1918 года

Фильм (тогда говорили в женском роде – «фильма») идеологически индифферентен. Что не понравилось критикам? Кинолента была неугодна своей социальной бесстрастностью, сосредоточенностью на внутренней жизни человека. Вот точная цитата из обличающей статьи: «Показывать отца Сергия – значит возбуждать интерес к церкви, к религии». Фильм назвали «кляузной рухлядью». Кинолента была надолго предана забвению. Спустя десятилетия о ней вспомнили – и торжественно нарекли «выдающимся произведением досоветского кинематографа».

"Отец Сергий", экранизация повести Л.Н.Толстого

По-моему, слишком узко. Фильм – замечательное произведение мирового кинематографа, безотносительно к стране и времени создания.

«Отец Сергий» – прекрасная, образцовая экранизация. Нелепо говорить об ограниченных постановочных средствах, когда в фильме есть главное – исключительное чувство такта по отношению к первоисточнику, уважение к гениальному творению русского писателя, чувство меры в выборе средств художественной выразительности.

Самый драматичный эпизод фильма – сцена в келье, когда отец Сергий отрубает себе палец – поставлена и сыграна глубоко и умно. Ни грамма фальши. Точные планы, сдержанная игра Мозжухина, потрясающая достоверность.

Иван Мозжухин в роли Степана Касатского

Таков и весь фильм. Он аристократичен, потому что – благороден, ясен и прост.

 ***

О фильме “Отец Сергий”

драма, Россия, 1918 г.

Режиссер – Яков Протазанов

Автор сценария – Александр Волков (по повести Л.Н.Толстого)

Оператор – Николай Рудаков, Федор Бургасов

Композитор – Евгений Букке

В главных ролях:

Иван Мозжухин

Наталья Лисенко

Вера Орлова

***

Смотреть фильм “Отец Сергий” онлайн

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>