“Пиковая дама”, режиссер Яков Протазанов

1916 год. На экраны российских кинотеатров выходит «Пиковая дама». Режиссер – Яков Протазанов, в главной роли – Иван Мозжухин.

Немой фильм 1916 года "Пиковая дама"

“Пиковая дама”, фильм режиссера Якова Протазанова

Кинозрители ликуют и сравнивают новую экранизацию со старой. На зорьке российского кинематографа гораздо охотнее, чем сейчас, снимались экранизации. Самая первый фильм по «Пиковой даме» снял еще в 1910 году известный режиссер Петр Чардынин. Классическая проза благодатна для киноинтерпретаций.

Между прочим, существует семь экранизаций повести! Пять – отечественных, одна – французская и еще одна польская.

"Пиковая дама", фильм Протазанова

Я не видел (пока) фильма Чардынина и не могу сравнивать. Но помню экранизацию 1982 года, режиссера Игоря Масленникова, и очень люблю исполнение роли старой графини великой актрисой Еленой Николаевной Гоголевой. А вот исполнитель роли Германа – хороший актер Виктор Проскурин – не запомнился.

В фильме Протазанова хороши оба исполнителя. Что касается Ивана Ильича Мозжухина – тут и говорить нечего. Это гениальный актер, и его способность удерживать на себе внимание зрителей поразительна. Мозжухин не хлопочет лицом, у него нет подпорок в виде текста, заученно произнося который многие современные актеры сериалов скрывают недостаток таланта. Да, признаться, им и играть особенно нечего. Но речь не о нынешних сериалах. В начале фильма (сцены у конногвардейца Нарумова) поглощенный страстью Мозжухин обращен к зрителю анфас. Актер не прибегает к средствам мимической выразительности, он только предельно сосредоточен и угрюм – и этого довольно, чтобы раскрыть характер этого жадного, тщеславного человека.

Германа сыграла Иван Мозжухин

Иван Мозжухин в роли Германа

Пушкин раскрывает характер Германа, описывая его поступки, задача авторов фильма – немедленно погрузить зрителя в атмосферу пушкинского произведения. Интрига ни к чему. Все образованные люди читали повесть, зрителям важно увидеть, как это могло бы быть.

И – в самом деле – мы узнаем происходящее. Узнаем так, словно видели это когда-то (конечно – видели, ведь каждый видел свой фильм, когда читал повесть классика), но потом забыли и теперь благодарно припоминаем.

Хороши и Елизавета Шебуева в роли старой графини и Татьяна Дуван – в роли молодой, мила Вера Орлова в роли Лизочки. Граф Сен-Жермен весьма выразителен – эту роль исполнил Николай Панов. Да и дедушка – муж бабушки (графини) и актеры, исполнившие роли второстепенных персонажей, скажем, Нарумова или Чекалинского – все ведут свои линии слаженно и возникает то, что можно назвать «актерским ансамблем».

Постфактум, уже после просмотра фильма, я с радостью прочитал о замечательном приеме оператора Евгения Славинского – съемке движущейся камерой. Это в сцене, где Герман крадется в покои графини. Я не заметил этот прием, когда смотрел фильм, а ведь действительно – каков молодец Славинский! – даром что некий критик поругивал эту находку. Ему показалось, что впечатление правдивости было нарушено. Забавно, правда? Быть может, я видел просто сокращенную, 63-минутную версию картины. Тогда как википедия указывает, что фильм идет 84 минуты, но эту версию мне найти не удалось.

Впечатлили ракурсные съемки, например, в сцене, когда на первом плане мы видим взволнованную Лизочку в своей комнате у окна, а внизу, на тротуаре стоит Герман.

Из фильма "Пиковая дама"

Иван Мозжухин – Герман, Елизавета Шебуева – графиня

Мне всегда казалось, что судьба графини не в пример интереснее судьбы Германа, поддавшегося idée fixe быстрого обогащения. Ведь граф Сен-Жермен, один из самых ярких людей своей эпохи, не случайно подарил молоденькой графине рецепт карточного счастья. Здесь есть загадка, и Пушкин не раскрывает ее. Замечательно, что авторы фильма довольно подробно показывают нам парижскую историю графини – ее крупного проигрыша и фантастического выигрыша. И потом, когда старая графиня перед злополучным появлением Германа мечтает в своей комнате, она видит «дела давно минувших лет», вспоминает себя – очаровательную и взбалмошную в юности и своего любовника – изящного вельможу. Молоденькая графиня оборачивается в кресле навстречу своему любовнику – и… вдруг превращается в старуху, в ужасе разглядывающего непреклонного Германа.

Словом, друзья мои, это замечательный фильм, который радует искренней увлеченностью его авторов и внятным кинопрочтением пушкинского текста.

«Пиковая дама»,

драма, Россия, 1916

Режиссер – Яков Протазанов

Сценарий – Якова Протазанов, Федор Оцеп по повести Пушкина «Пиковая дама»

Оператор – Евгений Славинский

 В главных ролях:

 Иван Мозжухин – Герман

Елизавета Шебуева – графиня в старости

Татьяна Дуван – графиня в молодости

Вера Орлова – Лизочка

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>