“Король Лир” в постановке Григория Козинцева

Грандиозный фильм. Величественный и страшный.

Фильм Козинцева "Король Лир"

Это кино вырастает их хребта добровольного мученичества, которое приняло обличье грозной судьбы. Есть фильмы-глыбы, которые невозможно “разбирать” и к которым неприменим обычный стиль “критических заметок”. Нечего критиковать. И оценивать тоже нечего. Не в том дело, что кино выше критики. Критический разбор – не менее искусство, чем живопись или поэзия. “Критик” – не тот, кто выискивает недостатки и отмечает достоинства, а тот, кто пристально изучает собственную душу и задается вопросом: что во мне отозвалось? как случилось, что я тот, кто воспринял это произведение именно так, а не иначе. Критика – это путешествие внутрь себя. Но “Король Лир” Шекспира-Козинцева предлагает путешествие вглубь себя, которое ошеломляет, пугает и даже изнуряет, так что  длить его или разбирать на составные части (подмечать, сопоставлять, сравнивать) кажется неуместным. Не у места.

Кадр из фильма "Король Лир"

Но вот – то, что я пишу – как это назвать?

Когда-то в далекой юности или детстве я смотрел этот фильм. И я его забыл. Остались немногие впечатления – зрительные образы, которые были подтверждены потом фотокадрами: маска безумного Лира, маска согбенного шута.  Льняные, детские волосы Лира-Ярвета разметались на ветру. И безволосая голова шута-Даля – как контраст. Нагими мы приходим в мир. Бездомными, лишенными надежного убежища – живота матери. И потом ищем себя, собираем всю жизнь. Короткую или длинную, королевскую или шутовскую.

Фильм Григория Моисеевича Козинцева "Король Лир"

Кино Григория Козинцева – это странствие по сухой, бесплодной земле, где черно-белое небо и серый ковыль. Где бродят безродные и нищие, а во дворцах живут их зеркальные отображения, и страсти играют ими, а потом – случается – выбрасывают в ковыльные пустоши.

Люди перестали замечать проявления любви и стали падки на лесть. Здесь предательство и ложь приняты за действенные “орудия” жизни.

“Реквизит: корона, карта государства, веревка для повешения” – писал режиссер в своих рабочих заметках во время работы на фильмом. Нет ни места, ни желания воспевать красоту, ее место заняла печаль. Это реальность трагедии Шекспира. Титры на фоне дерюги, бесконечная дорога с вереницей нищих, напряженные лица придворных, как будто уже готовых к неминуемой расплате. За что? За жестокую прихоть Лира, разделившего королевство и прогнавшего третью дочь?

"Король Лир" в постановке Григория Козинцева

“Невысокий рост, растрепанная грива седых волос, изрезанное глубокими морщинами лицо и глаза – горькие, мудрые, способные вспыхивать холодной яростью и отзываться яростной болью страдания. Лир Ярвета ничуть не похож на тех могучих исполинов, титанов, изваянных Микеланджело, каковыми не раз рисовался он воображению актеров и художников… таким и было сознательное стремление режиссера: взять героя такого же как все, но возомнившего, что “каждый дюйм его – король”, и сбросить его с вершины на дно, в толпу бродяг. Именно здесь Лир обретает подлинное, неземное величие. Отныне он знает цену всему: власти, льстивым словами дочерей, продажному правосудию и цену человеческому горю, искре тепла, доброты, соучастия. Он счастлив, когда его с Корделией ведут в темницу: в тюрьме он будет свободен, а те, кто прячет его под засов, и на воле останутся рабами своих жалких желаний” – из книги А. Липкова “Шекспировский экран”.

Экранизация пьесы Шекспира "Король Лира"

Наставник короля Лира – его шут. “Дяденька” – зовет шут своего “патрона”. Мир свихнулся, шут знает, но не в силах предостеречь.  Шутовской колпак более не скрывает обритую голову. Это голова младенца или старика. Шут несет горькую истину о бессильи вывернутого наизнанку мира. Он – проводник Лира в его странствиях по миру, который покинула любовь. По миру, в которому люди предпочли любви – власть и силу. И в финале фильма шут играет на флейте. И эта музыка стихийна и похожа на заклинание: “Любите, прощайте и простите! Любите!”.

Олег Даль в фильме "Король Лир"

***

О фильме “Король Лир”

рагедия, 1970 г., СССР

Режиссер и автор сценария – Григорий Козинцев, по пьесе Шекспира “Король Лир”

Оператор – Йонас Грицюс

Композитор – Дмитрий Шостакович

В главных ролях:

Юри Ярвет – король Лир

Олег Даль – шут

Валентина Шендрикова – Корделия

***

“Король Лир” онлайн

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>