«Район №9» / «District 9», режиссер Нил Бломкамп

District_9

Инопланетяне, конечно, всегда были «золотой жилой» для кинематографа. Наивные, обаятельные и простодушные, жестокие наглые и хитрые, – Кадр из фильма «Район №9» /  «District 9»придумывай их, как заблагорассудится. Возьми вытянутую шейку, черепашью мордочку и нежные голубые глазки – получится инопланетный гость от Спилберга. Мерзкий шмат сала с огромным прорезью-ртом и узкими глазенками – это будет Джабба Хатт от Лукаса. В общем, воображение создателей фантастических фильмов с героями-инопланетянами ограничено лишь их талантом. Ну, а внешний вид, как и характер пришельцев, прямо зависит от целей, которые ставят перед собой авторы. Самое же главное, то, что наиболее привлекает авторов фантастических фильмов в образах инопланетных гостей – это их амбивалентность, то есть двойственность. Два полюса: люди – не люди. В первом случае – поступки пришельцев могут быть объяснены в рамках человеческой логики поведения. Во втором – мотивы поступков надо расшифровывать. Но тут тоже все сводится к двум вариантам – или дикая злоба или высокий альтруизм.

Нил Бломкапм, режиссер фильма «Район №9» до своего первого полного метра снимал рекламные ролики и короткометражку. И он, конечно, очень хотел снять фильм яркий, запоминающийся, необычный, – проявить себя. Добавить несколько весомых видеообразов во всемирную инопланетную кинолетопись.

Кадр из фильма «Район №9» /  «District 9»Его инопланетяне – нечто среднее между гигантскими кузнечиками, креветками и Дейви Джонсом. Они прилетели на Землю не с дружественным визитом, но и не с враждебными намерениями. Живут они неподалеку от людей, но в резервации. Жрут они сырое мясо, роются в отбросах, но и жалуют кошачий корм. Словом, какие-то неправильные пришельцы, двойственные, ни рыба, ни мясо. Мы знакомимся с пришельцами опосредованно, выслушивая сводки новостей и комментарии тех, кто непосредственно имеет с ними дело.

Режиссер использует специфический способ съемки – весь фильм снят как псевдодокументальный отчет с места событий. Пришельцы поначалу как-то… прямо скажем, к себе не очень располагают. Потом они начинают разговаривать между собой и мы понимаем, что пришельцы, в общем, не в восторге от соседства с землянами. Но улететь не могут, ибо корабль неисправен. Огромная, классическая просто, летающая тарелка, висит себе неподалеку от Йоханнесбурга.

Сама история начинается в тот момент, когда одно из сотрудников некой международной организации, Кадр из фильма «Район №9» /  «District 9»которая управляет районом №9, т.е. резервацией, поручено возглавить комиссию по переселению инопланетян в район №10, подальше от города. Там уже сооружено нечто вроде палаточного лагеря… – место непривлекательное, но придется потерпеть. Кто сказал, что инопланетянам рады? «You are not welcome here» – «Вам здесь не рады» – так переводится слоган к фильму. Настороженная радость после прибытия летающей тарелки сменилась недовольством. Видимо, земляне ждали от прилетевших просвещения, технологий, ну, новой вселенской этики, наконец. Но какая же тут этика и эстетика – бродят по помойкам, лопают, что ни попадя. Смотрят угрюмо. Надоели людям эти «креветки» – значит, милости просим в «зону» для нежелательных гостей.

А что же пришельцы? – Они раздражены безработицей, недостаточной помощью со стороны землян, безразличием властей, наглостью мафии, скверными условиями жизни. Вообразим – прилетели бы земляне на чужую планеты, а их – в резервацию. А если бы на той планете, скажем, шоколад, был бы самой что ни на есть помоечной едой и его бы ели одни домашние питомцы. Чем не повод кривить физиономии над дикими вкусовыми пристрастиями землян!

Кадр из фильма «Район №9» /  «District 9»По существу, главный герой в фильме один – это Викус ван де Мерве тот самый человек, которому получено возглавить процесс переселения пришельцев. Волею случая в организм Викуса попадает некое вещество, которое меняет его генную структуру. Короче говоря, он постепенно превращается в нечеловека – инопланетянина. Но выказывает при этом истинную человечность, помогая одному из пришельцев починить корабль, чтобы улететь на нем вместе с сыном.

Человеческое общество отказалось от Викуса ван де Мерве, когда увидело в нем признаки «чужого». Дельцы из международной организации, где работал де Мерве, готовы буквально по частям разобрать его тело, – ради «науки» и прибыли. Отвергнутый своими, недоверчиво принятый пришельцами, он словно продирается сквозь экзистенциальную бездну одиночества и страха и открывает в себе силу духа, о которой ранее и не подозревал.

Клерк становится человеком – и неважно, что он обрастает клешнями и щупальцами и обожает теперь обожает кошачий корм. Не внешний облик, не вкусовые пристрастия, не социокультурные нормы делают человека человеком.

Со-чувствие, со-переживание, готовность к духовной жертве, а все это вместе и есть источники и свидетельства любви.

Кадр из фильма «Район №9» /  «District 9»Тут бы, конечно, можно было бы поставить точку и подвести итог. Бломкамп сказал новое слово, фильм  удался, собрал отличную кассу, был номинирован на несколько «Оскаров», получил несколько призов.

Отчего же как-то невесело писать о фильме? Вроде бы и замысел понятен, и формально фильм хорошо сделан, а – не вдохновляет. Да, точное слово – не вдохновляет. Не пробудил Бломкамп свой кинематографической лирой особых чувств – ни добрых, ни злых. И вновь – двойственность.

Кино «Район №7» подчеркнуто антиэстетично. Будни пришельцев и бесчувственность земляне показаны как несомненные факты вымышленного мира. Никто никого не слышит, не чувствует, не желает понимать. И героизм де Мерде вроде бы отчасти вынужденный, хотя, он, конечно, проходит путь от ненависти к изгнавшему его обществу до искреннего сочувствия к инопланетянину Марксу и его сыну. А в финале герой – уже совсем трансформировавшийся в пришельца – бродит по свалкам и собирает розу из металлических обрезков, чтобы подарить своей жене.

Кадр из фильма «Район №9» /  «District 9»Обрел свободу, проявил сострадание, нашел в сердце любовь – и остался один-одинешек. Грустно. И – не правда.  Одиночество возникает тогда, когда отсутствует сопричастность. Ощущение экзистенциального одиночества – это подневольный выбор людей, не сумевших еще осознать единства всего живого, не ощутившие эмпатию к Божьему миру, не раскрывших свое сердце потоку гармоничной и исцеляющей любви.

***

«Район №9» / «District 9»,

фантастика, США, 2009 г.

Режиссер – Нил Бломкамп

Автор сценария – Нил Бломкамп, Терри Татчелл

Оператор – Трент Опалок

Композитор – Клинтон Шотер

В главных ролях:

Шарлто Копли – Викус ван де Мерве

Дэвид Джеймс – Кубус

Джейсон Коуп – Кристофер Джонсон

Ванесса Хейвуд – Таня ван де Мерве

Натали Блотт – Сара Ливингстоун

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>