Писатель Бартон по фамилии Финк

К своим первым «Оскарам» братья Коэн шли 12 лет.

Бартон Финк, постер

Но они получили их не за лучший фильм и не как лучшие режиссеры. В 1997 году «Оскара» присудили оригинальному сценарию к фильму «Фарго», а также Фрэнсис Макдормэнд, как лучшей актрисе.

Кадр из фильма "Бартон Финк"

Долго времени американские киноакадемики прикидывали, судили да рядили, возможно ли это – дать премию режиссерам независимого кино, явно не вписывающихся в мейнстрим, но при этом создающих кино великолепное.

Казус случился с «Бартоном Финком». Фильм получил три приза Каннского фестиваля 1991 года: за лучший фильм, лучшую режиссуру и приз лучшему актеру – Джону Туртурро.

Майкл Лернер играет Джека Липника

Дикость, но тот же фильм был номинирован всего лишь на три премии «Оскара»: лучшему актеру второго плана, за лучшую работу художников и декораторов и за лучшие костюмы.

Еще одна номинация была на «Золотой глобус», и тоже – лучшему актеру второго плана. Правда, актеры были разные, в случае с «Оскаром» – Майкл Лернер, с «Глобусом» – Джон Гудмен. Но это все номинации, ни единого «Оскара» и «Глобуса» авторы фильма не получили.

Итак, абсолютный и заслуженный почет в Европе и заговор умолчания в США.

Джон Гудмен, Джон Туртурро

Между тем, «Бартон Финк» – кино гениальное. И непонятно, как к нему подступиться. Я отчасти понимаю американских «знатоков кино» – вероятно, они не поняли по какому ведомству числить «Бартона…» Кино не кассовое, хотя зрителям как будто нравится. Но каким зрителям и что именно им нравится? Что за жанр? – Драма? Триллер? Гротескная комедия? Мистический детектив? Что это такое, что за причудливый «кинозверь»: начинается, как реалистическая драма, продолжается как то ли комедия полумистических положений, то ли комедия нравов, напоминает временами психологический триллер, ближе к финалу – криминальный триллер, а финал и вовсе сюрреалистический.

Джон Махоуни и Джуди Дэвис

Мне это кино напоминает прозу. Не экранизацию, а цельный текст! Словно бы кино взяло в долг у литературы, позаимствовало художественные приемы и пересказало некий сюжет комбинированными средствами. Результат – впечатляющий. Я смотрю «Бартона Финка», как будто читаю рассказ. Или даже повесть с непредсказуемым финалом. Я читаю эту повесть снова и снова, и меня завораживает льющийся с экрана текст. Кинотропы изумляют: метафоры и эпитеты, сравнения и перифразы, синекдохи и ироничные аллегории – эти и другие виды тропов становятся достоянием кино и братья Коэн находят им адекватные соответствия в киноязыке.

Бартон Финк братьев Коэн

И я не могу сказать вам, о чем этот фильм. По-моему, страсть все объяснять, «разжевать» смыслы, идет от бессилия. Оставьте иррациональное в покое. Не прибегайте к услугам рационального. Не объясняйте! Не интерпретируйте! Просто погрузитесь в мир, которому нет объяснений, но который сам может объяснить столь многое. Между Бартоном Финком, с которым мы знакомимся и Бартоном Финком, который есть в каждом из нас – пространство для экзистенциального маневра. Берегитесь! Научитесь отпускать, а не принимать – тогда пройдете по коридору дешевого отеля в Голливуде. Главное, не останавливаться перед наглухо открытой дверью…

***

“Бартон Финк”,

жанр – ? США, 1991

Режиссура, сценарий и продюсерство – братья Коэн

Оператор – Роджер Дикинс

Композитор – Картер Беруэлл

В главных ролях:

Джон Туртурро – Бартон Финк

Джон Гудмен – Чарльз Медоус

Майкл Лернер – Джек Липник

***

Посмотрите “Бартон Финк” онлайн

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>