Ступени зрелости. О фильме Динары Асановой «Ключ без права передачи»

Юные герои Динары Асановой взрослеют вместе с исполните­лями, воплощающими их обра­зы на экране.

Ключ без права передачи

В предыдущей картине молодого (статья написана в 1977 году – М.Е.) режиссера — «Не болит голова у дятла» (сце­нарий Ю. Клепикова), вышедшей два года назад, — Лена Цыплакова, Саша Богданов и Ира Обольская были учениками восьмого кинокласса; в фильме «Ключ без права передачи» (сценарий Г. Полонского) — они уже десятиклассники. Соответст­венно меняется проблематика и атмосфера кинолент. На смену окрашенному мягким лириз­мом разговору о первых сим­птомах зарождения личности, об отроческих увлечениях и начальном осознании сути челове­ческих контактов в «Дятле» при­ходят резкая обнаженность не­придуманных конфликтов «пе­дагоги—ученики — родители» и внутри каждой из этих групп, юношеский максимализм и бес­компромиссность героев в «Ключе».

Так уж повелось, что первое слово, которое говорится о каж­дом фильме Динары Асановой, — это эпитет «спорный». Да ина­че,   собственно,   и   быть   не мо­жет.   Ведь   сам   возраст,   к     кото­рому   обращается   молодой     режиссер,      бесспорен      в        своей спорности.  И потому можно не сомневаться,  что  сверстники     ге­роев   асановских   лент,   склонные оценивать    произведения      искус­ства      прежде     всего     по тому, содержат  ли  они что-либо  соз­вучное проблемам, волнующим их сию минуту,   примут  и   новую работу режиссера близко к сердцу. Однако, говорить, что картина адресована   только им – и  даже  в основном  им — было бы весьма опрометчиво. Это не­простительно сужало бы ее ауди­торию.

Ключ без права передачи

«Среди сделанного молодыми, – отметил в своем докладе на Втором Всесоюзном совещании молодых кинематографистов сек­ретарь Правления Союза кинематографистов  СССР И. Таланкин, обращает на себя внимание группа фильмов, которая вос­принимается    как опыт самоана­лиза поколения. Любопытно, что подавляющее большинство   среди этой группы составляют карти­ны об   отрочестве, о школе…  Пожалуй, никогда раньше не дела­лось столько фильмов,  рассказы­вающих  о  взаимоотношениях детей   и   воспитателей и о конф­ликтах внутри детского коллек­тива». Пожалуй, никогда раньше, – добавим мы,  —  юные герои не   получали столь неограничен­ного права на самовыражение, как в фильме Динары Асановой «Ключ без права передачи». А это в гораздо большей степени интересно их воспитателям, чем им самим.

Авторы картины используют очень интересный — и плодот­ворный — драматургический  прием. Наряду с учительницей литературы Мариной Максимов­ной (Е, Проклова), выражающей их жизненную позицию, и учи­тельницей химии Эммой Павловной (Л. Федосеева-Шукшина), открыто противостоящей этой позиции, они вводят в действие нового директора школы Ки­рилла Алексеевича (А. Петрен­ко) — недавнего офицера, только начинающего постигать се­креты педагогики. Он — как бы второе «я» зрителей, которые смотрят на происходящие со­бытия глазами директора-нович­ка, вместе с ним разбираются в сложностях школьного мира и, таким образом, становятся ак­тивными участниками действия, получают возможность осмыс­лить те или иные конфликты и явления изнутри. А конфликты и явления эти зачастую перера­стают сугубо школьные масшта­бы, становясь морально-этиче­скими проблемами в самом ши­роком смысле слова.

Елена Цыплакова

Совсем недавно, вместе с ав­торами фильма «Чужие письма» — режиссером И. Авербахом и сценаристом Н. Рязанцевой — мы абсолютно недвусмысленно ре­шили такую проблему: каждый человек имеет святое и непре­ложное право на свой внутрен­ний мир, и только одному ему решать, кого туда допускать, ко­го нет. («Не трожьте музыку руками!» — так сформулировал это Андрей Вознесенский). По­смотрев «Ключ без права передачи», мы еще раз убедились в том, что вопрос этот поставлен крайне своевременно. В фильма Динары Асановой этическую норму нарушает уже не девоч­ка-подросток Зинка Бегункова, а мать десятиклассницы Юли Баюшкиной (Е. Васильева), раз­гневанная записанными на маг­нитофонную ленту полушутливы­ми-полусерьезными откровения­ми шестнадцатилетних и сделав­шая их достоянием обществен­ности. В этой ситуации и взрос­лым людям затруднительно сде­лать правильный выбор. Конеч­но же, прав Кирилл Алексеевич, считающий, что профессиональ­ная этика не допускает обсуж­дение офицерами других офице­ров в присутствии солдат (Чи­тай: педагогами, в присутствии учеников). Но не менее прав и старый учитель математики Олег Григорьевич (3. Гердт), призываю­щий не закрывать глаза на то, что испокон веку школьники да­ют оценки своим учителям, и ни­какие это не издержки акселе­рации, и нет этом ничего пре­досудительного.

Динара Асанова

Замечательный режиссер Динара Асанова

Верить своим ученикам, не отнимать у них права на собст­венное мнение, не проводить с ними «внеклассную работу», а общаться — только так, по мне­нию главной героини фильма Марины Максимовны, можно найти ключ к ребячьим серд­цам.

Уважать мнение каждого чело­века, постоянно сомневаясь в своем, — только так можно окончательно поверить в себя.

Здесь дорог каждый момент, и очень важно не упустить его. Ведь — чего греха таить — нынешние акселераты слишком ра­но начинают понимать, что не иметь собственного мнения под­час удобнее, и могут постепен­но привыкнуть к такой безлич­ной нивелировке.

Обо всем этом нельзя не за­думаться, посмотрев новый фильм Динары Асановой. А задуматься — значит стать богаче.

 М. Анцыферов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>