Тот самый Мюнхгаузен!

«Тот самый Мюнхгаузен» – а какой, «тот самый»? Их ведь было немало.

Тот самый Мюнхаузен, художественный фильм

Про барона писали Распэ, Шнорр и Иммерман, а позже и другие авторы. В России книгу Рудольфа Распэ перевел Чуковский, так что и он – интерпретатор образа. Экранизаций было множество, из которых самая, пожалуй, известная – Терри Гиллиама. Мультсериал был хороший, советский, там барон говорил голосом Сергея Цейца. Между тем без исторического барона Карла Иеронима фон Мюнхгаузена не было бы и вымышленного барона. «Исторический» барон жил в 18 веке и действительно охотно рассказывал небылицы своим соседям по поместью в городке Боденвердер. Некоторые из его рассказов даже проникли в печать. Но вот когда появился труд Распэ, настоящий барон осерчал, в основном из-за того, что писатель назвал барона полным именем. Любопытно, что сказал бы подлинный (впрочем, подлинные уже оба – и «исторический» и «вымышленный») барон о фильме Марка Захарова?

Тот самый Мюнхгаузен - фильм Захарова

Возможно, боденвердерскому дворянину не понравился бы его дальний кинопотомок. Слишком много романтики, слишком мало практичности. Фантазеры и выдумщики зачастую довольно прагматичные люди. Не то романтики – их прагматизма хватит разве на то, чтобы рассчитать кое-как запас продовольствия во время дальнего путешествия. При этом финансовая обеспеченность – не в счет. Романтики не копят, а расточают,  и чем больше расточают, тем больше имеют, того, что можно расточать.

И, все же – что значит «тот самый»? Мне кажется, что название фильма – шифр, который желательно разгадать, чтобы правильно прочитать послание авторов. Впрочем, можно этого и не делать, поскольку главная метафора фильма – лестница в изумительно синие небеса, лестница, по которой поднимается тот самый Мюнхгаузен – чрезвычайно красноречива.

Олег Иванович Янковский

Необходимость этого бесконечного подъема иначе выражена фразой героя, о том, что каждый мыслящий человек обязан время от времени приподнимать себя за волосы.

Тот самый Мюнхгаузен – это та самая свобода, без которой немыслимо то самое творчество, – как подвижничество, как осуществление мечты о прекрасном.

Без музыки Алексей Рыбникова не было бы знакомого нам барона. Рыбников написал музыку, которая сама – поэзия, свобода, мечта. Я могу вспомнить сейчас только один фильм, в котором музыка бы не просто «декорировала» пространство картины, не только оттеняла замысел, подчеркивала характеры, выявляла и проявляла нечто в героях, но – глубоко формировала восприятие зрителей. Эта, вторая лента – «Свой среди чужих, чужой среди своих», музыку к которой написал Эдуард Артемьев.

Кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"

Музыка в этих фильмах сливается с образом героя (героев) и они становятся одним целым. И это прекрасное переживание!

Мне кажется, что «Тот самый Мюнхгаузен» – лучший фильм Марка Анатольевича Захарова и лучшая работа в кино Олега Ивановича Янковского.  Фильм получился взлетный, одухотворенный. И еще – это самый романтичный фильм отечественного кино.

Лестница к мечте

 

О фильме “Тот самый Мюнхгаузен”,

драма, притча, СССР, 1979 г.

Режиссер – Марк Захарова

Сценарий – Григорий Горин

Оператор – Владимир Нахабцев

Композитор – Алексей Рыбников

В главных ролях:

Олег Янковский – барон Мюнхгаузен

Елена Коренева – Марта

***

Читайте и смотрите:

   “Асса” Сергея Соловьева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>