Не начать ли нам старые словесы? – О фильме “Начни сначала”

Можно понять Андрея Макаревича, который с радостью принял предло­жение выступить в роли главного героя нового му­зыкального фильма.

Фильм "Начни сначала"

Несколько лет подряд воз­главляемая им группа «Ма­шина времени», имеющая свое оригинальное лицо, репертуар, тему, интонацию, обладающая всеми качест­вами эстрадного лидера, находилась на каком-то полулегальном положении: вроде бы она и была, а вроде бы и нет…

Можно понять зрителей, осаждающих кинотеатры, где демонстрируется фильм «Начни сначала»: имя Анд­рея Макаревича популярно, особенно в молодежной среде.

Но трудно понять авторов фильма (режиссера А. Стефановича и его соавто­ра по сценарию А. Боро­дянского), эксплуатирую­щих популярного автора и исполнителя песен для то­го, чтобы впихнуть в зрите­лей изрядную толику бес­смыслицы и безвкусицы под видом нового создания му­зыкального кинематогра­фа.

Андрей Макаревич в фильме "Начни сначала"

В самом деле, если по­пробовать отвлечься от обаяния песен и исполни­тельской манеры А. Макаревича, что представляет собой фильм «Начни снача­ла» в его чистом, как гово­рится, виде? Относительная новизна этой ленты состоит в том, что во главу угла по­ставлена фигура неудачника – опять-таки выражаясь условно. Герой А. Макаревича Николай Ковалев, ав­тор и исполнитель песен, пользующихся триумфаль­ным успехом в среде его сверстников, никак не мо­жет пробиться через кор­дон всякого рода офи­циальной редактуры и худ­советов, чтобы попасть на профессиональную эстра­ду. Насколько это ему не­обходимо, сказать трудно, т. к. никакой инициативы в этом плане сам он не про­являет, а всего лишь вы­полняет указания своего преуспевающего товарища – популярного певца Холодкова (И. Скляр), иду­щего на всяческие ухищре­ния, дабы помочь неприз­нанному таланту. Но все это неизменно приводит к глупейшим развязкам.

Макаревич и Скляр в фильме "Начни сначала"

Допустим, авторам филь­ма удалось уйти от штам­пов. Они показали нам человека, который живет исключительно творчеством, практически лишив его какой бы то ни было социаль­ной принадлежности. Зри­телям дается полная сво­бода фантазии для догадок о том, как же Николай до­бывает себе средства на жизнь. Впрочем, задаваться подобными вопросами, ви­димо, просто не следует: живет же себе хомяк Никанор – самое близкое для Николая живое существо – в абсолютно пустой стек­лянной банке. В конце кон­цов, не хлебом единым… Правда, в самом начале фильма нам показали вечер интересных встреч в рабочем клубе, где Колю Ковалева представляют как «нашего» и бурными аплодисментами отдают ему предпочтение перед зна­менитым полярником и чемпионом по прыжкам в воду. Но это – единствен­ный намек на его анкетные данные.

Таким образом, отказав­шись от штампов, авторы фильма ничего не предла­гают взамен, видимо, полагаясь на самостоятельную ценность и драматургиче­скую содержательность песен Андрея Макаревича. Они действительно конф­ликтны, эти песни. Они яв­ляют собой открытую про­поведь против пустословия, показухи, пассивного отно­шения к жизни. Не будем вдаваться в анализ их ху­дожественных достоинств. Пойдем вслед за авторами фильма и примем их та­лантливость как данность. Весьма показательна в фильме аргументация про­тивостоящего лагеря. Од­них пугает философский смысл этих песен, другим не хватает в них четкости и определенности, и в каче­стве эталона приводится песня Холодкова, где все ясно: кто едет, куда, зачем и на сколько: «На недельку, до второго, я уеду в Кома­рово…». Вообще следует сказать, что околофилармоническая элита показана в фильме издевательски, пожалуй, даже излишне шаржированно. Хотя опять-таки не так часто нам предо­ставляли возможность уз­нать, кем вершатся судьбы искусства и по каким кри­териям в вышестоящих инстанциях определяется творческая состоятельность. Но сейчас, когда это стало предметом открыто­го обсуждения и осуждения, ходячие схемы, предложенные нами авторами фильма, выглядят весьма примитивным анахро­низмом.

Песни – песнями, но пус­тоты, зияющие в фильме, ими так и не закрываются. Отсюда – появляется мас­са необязательных лиц и эпизодов. К примеру, мы преспокойно могли обой­тись без знакомства с ге­роиней Александры Яков­левой (то ли невестой, то ли просто гостьей главного героя), ничего не добавил к развитию сюжета и – тем более – к характеру героя эпизод с обстрелом его циркачкой Дианой, да и пресловутый Никанор от­нюдь не привносит в фильм ни юмора, ни смысла.

Складывается впечатле­ние, что лента «Начни сна­чала» сделана из отходов предыдущей работы тех же авторов – фильма «Душа». Хотя он и не был событи­ем в художественном ки­нематографе, но все-таки там были намечены дейст­вительно новые подходы к проблемам эстрадного ис­полнительства: ответственность артиста за свой талант, конфликт между творческими индивидуаль­ностями музыкантов ан­самбля и их служебной, со­провождающей функцией, лишающей права на само­выражение, возможность проникновения сложивше­гося артиста в новый стиль исполнения, преемствен­ность на эстраде, тернис­тый путь прохождения че­рез инстанции истинно нового, непривычного… Из по­следней проблемы и вырос фильм «Начни сначала», на­звание которого приобрета­ет в этой связи смысл весьма парадоксальный.

Марьяна Полтева в фильме "Начни сначала"

Дополнительный аргу­мент добавляет этот фильм и к давнему творческому спору между режиссерами и сценаристами. Драматург Александр Бородянский, в активе которого есть поис­тине незаурядные примеры творческого содружества с талантливыми режиссера­ми («Афоня» Г. Данелия, «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» К. Шахна­зарова), который уже раз терпит фиаско в альянсе с менее значительными ре­жиссерскими индивидуаль­ностями.

Размышляя о чем-то по­хожем, Николай Ковалев (он же — Андрей Макаревич) написал песню, в кото­рой предлагает делать пау­зы.

 М.Анцыферов

***

 Читайте и смотрите:

     “Ты и я”, реж. Лариса Шепитько

 

 

Осенний марафон, фильм     “Осенний марафон”, реж. Георгий Данелия

 

 

 

Фильм Любовь и голуби    “Любовь и голуби”, реж. Владимир Меньшов

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>