“Теорема” Пазолини

Фильм Пазолини – формулировка теоремы или ее доказательство?

Теорема Пазолини

С притчами непросто. Притчи вызывают жгучее желание понять, интерпретировать, прояснить. До посинения, до хрипоты зрители будут выяснять о чем, собственно, фильм. Вести с оппонентом или с самим собой изнурительные диалоги. Дерзкие, конечно, все быстро поймут. Легкомысленные – легкомысленно же отпрянут от разборов и истолкований. Нерешительные увязнут в доказательствах, пытаясь внятно сформулировать концепцию. Невозможно. Увязнут.

Еще сложнее, если фильм легендарный. Еще труднее, если сам режиссер – легенда.

Пазолини – колоссальная вершина мирового кинематографа. Я не умею сказать, что такое фильмы Пазолини. Знаю, что они заведомо больше того, что можно о них поведать. Но подозреваю, что замыслы Пазолини – скромнее, чем кажутся.

Теорема Пазолини

В Пьере Паоло Пазолини слишком много революционности и эпатажа, чтобы снимать рассудочное, «интеллектуальное» кино. За этим – к Гринуэю. Киноформу Пазолини создавал невероятную. В ней нет велеречивой изысканности или завораживающего лиризма, но – обнажение натуры, пластический натурализм. Кажется, что Пазолини не выстраивал кадры, он их находил в мире, просто внимательно смотрел и отсекал лишнее, как Микеланджело работал с мрамором.

Кадр из фильма "Теорема"

«Теорема» – фильм бесстрастный, беспощадный. Тусклый и гневный, нарочито медленный и пожирающий смыслы.

Две музыкальные темы – медитативный, насмешливо-заунывный блюз Эннио Морриконе и «Реквием» Моцарта.

Теорема Пьера-Паоло Пазолини

Жизнь одного почтенного семейства пошла прахом. Внешняя причина – расставание с неким молодым человеком, к которому все семейство испытывает сильнейшую… Я даже не знаю, как назвать болезненное, опустошающее чувство эмоциональной зависимости. Не знаю, как назвать, но только не любовью. Любовь освобождает и животворит, а  здешнее чувство  – закрепощает и мертвит. Правда, служанка семейства, кажется, обрела новую жизнь – духа. Ей поклоняются, как новоявленной святой. Вот так, просто, без видимых терний и молитв, она вдруг обрела дар чудотворения и даже слегка вознеслась над крышей дома. Другие члены семейства насыщаются душевной пустотой, как губки и заканчивают как-то печально: сумасшедшим домом, развратом – физиологическим и творческим и оскудением личности.

Сильвана Мангано в фильме "Теорема"

Можно ли сказать, что Пазолини выносит приговор обществу стяжательства и одобряет духовное перерождение обездоленного класса? Сказать можно, но этим трудно удовлетвориться. Ищешь глубинные смыслы, и не очень-то находишь.

Фильм завораживает. Не при первом просмотре, непременно смотрите второй раз,

После второго раза захочется интерпретировать. Оставьте.

Смотрите «Теорему» как кино. Очень талантливое кино, не требующее никаких доказательств.

Терренс Стамп в фильме "Теорема"

 ***

О фильме «Теорема»,

притча, Италия, 1968 г.

 Режиссер – Пьер-Паоло Пазолини

Сценарий – Пьер-Паоло Пазолини

Оператор – Джузеппе Рудзалини

Композитор – Эннио Морриконе

 В главных ролях:

Терренс Стамп – Посетитель

Сильвана Мангано – Люсия

Массимо Джиротти – Паоло

Анна Вяземски – Одетта

Андрес Хосе Крус Сублетт – Пьетро

Лаура Бетти – Эмилия

Нинетто Даволи – Анджелино

 ***

Фильм “Теорема” онлайн

Читайте и смотрите:

Фильм Феллини "Сатирикон Феллини"     “Сатирикон Феллини”

 

 

 

Фильм-экранизация Эдгара Аллана По "Три шага в бреду"     “Три шага в бреду”, киноальманах

 

 

     “Большая жратва”, реж Марко Феррери

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>