Капля надежды в море уныния: о фильме “Конвой”

Фильм «Конвой» необаятелен настолько, что я  начал сомневаться в том, что это – произведение киноИСКУССТВА.

Постер фильма "Конвой", реж. Алексей Мизгирев

Я убежден, что искусство формирует реальность в большей степени, чем отображает, изображает или истолковывает ее. Любопытно, что думает по этому поводу Мизгирев, который делает фильмы мрачные, жесткие, социально ангажированные. В самом деле, не хочет ведь Мизгирев жить в той реальности, которую показывает. Не хочет, но, вероятно, живет? Для него эта реальность существует (только она одна?) и о ней нужно говорить, кричать. Бить этой реальностью под дых. Взять эту реальность, как дубину, и охаживать сытых и довольных зрителей. Мизгирев желает потрясать эмоционально, ему очень нравятся, что зрители начали «лаять» (выражение режиссера) после просмотра его фильма. Он одобряет, что «фильм работает даже на уровне неприятного осадка, реакция соответствует картине».

Кадр из фильма "Конвой"

Искусствоведческая оценка любого фильма заключается в том, чтобы найти и сопоставить ответы на два вопроса: 1) к чему стремился автор? 2) получилось ли у него то, к чему он стремился.

Вот ответы по «Конвою». Мизгирев говорит, что «фильм — о том, что тотальное равнодушие, даже и к самому себе, ведет к тому, что все вокруг тебя будет вытоптано и твое горе лишь умножится. Для меня было важно движение к осознанию (героем)  собственной вины, которая заключается в том, что ты был, в общем-то, равнодушен». В этом Мизгирев видит надежду. Этим и завершается фильм – равнодушный, жестокий капитан посмотрел на себя со стороны и «простил» раскаявшегося сержанта. Капитан цепляет клоунский накладной нос, принадлежавший беглому «духу», сигналит им сержанту, а режиссер сигналит нам. Молодой дезертир, отконвоированный обратно в часть, унижен, несчастен, его ждет дисбат. Мизгирев жертвует парнем, как пешкой, чтобы дать надежду капитану, оцепеневшему в скорбном бесчувствии, которое выражается и в припадках дикой агрессии.

Фильм Алексея Мизгирева "Конвой"

У Мизгирева все получилось. Он добился, чего хотел, выразил, что желал. То есть, фильм состоялся. Подтверждение тому – награды «Кинотавра», Сахалинского фестиваля, фестиваля «Евразия», Севастопольского международного фестиваля.

Фильм "Конвой", в главной роли Олег Васильков

Фильм, который не устраивает зрителя в эстетическом отношении можно назвать «скучным», и это серьезная претензия. Но «Конвой» вовсе не скучен, смотрится если и не на одном дыхании, то на нескольких (даром, что дыхание сперто, тебя же со знанием дела тыкают реальностью «под дых», тут не продышишься).

Даниэла Стоянович и Олег Васильков в фильме "Конвой"

Мне трудно принять потребность создавать фильмы подобного рода. Они появляются на свет Божий не ради радости. Кажется, что они свет Божий затмевают. Катарсиса нет, даже подобия его. Наверное, здесь и любовь притаилась, но еле дышит.  И можно называть происходящее в фильме «реальностью», а можно – унынием. Я нашел, отыскал красноносый лучик надежды в финале фильма. Каплю надежды в море уныния.

Не могу не вспомнить замечательный афоризм древнего китайского философа Хун Цзы Чена: “Тот, кто погряз в мирской суете, опутан мыслями о славе и выгоде. Но в один голос все клянут этот мир, называя грязным светом и океаном страданий. Им неведома ни белизна облаков, ни синева гор, ни проворство ручья, ни твердость камня. Они не знают, что цветы улыбаются птичьему щебету, а долины подхватывают песни дровосека. Они не знают, что мир не грязен, и в океане жизни нет страданий. И лишь их собственное сердце покрыто грязью и отягчено заботами”.

Олег Васильков в фильме "Конвой"

Актеры – молодцы. Большие молодцы.

 «Конвой»,

психологическая драма, Россия, 2012

 Режиссер – Алексей Мизгирев

Сценарий – Алексей Мизгирев

Оператор – Янис Эглитис

Композитор – Александр Маноцков

 В главных ролях:

Олег Васильков – Игнат

Азамат Нигманов – Артем

Дмитрий Куличков – сержант

Даниэла Стоянович – жена Игната

 ***

Немного ссылок:

     “Поликушка”, реж. Александр Санин

Полеты во сне и наяву

     Тетралогия Романа Балаяна

Постер фильма "Соловей-разбойник"     “Соловей разбойник”, реж. Егор Баранов

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>