“Седьмой спутник”, дебют Алексея Германа

Алексею Юрьевичу Герману 29 лет. Он дебютирует лентой «Седьмой спутник», снятой по повести Бориса Лавренева. Герман работает в паре с опытным Григорием Ароновым, за плечами которого уже три фильма.

Фильм "Седьмой спутник"

Я не знаю, каким образом сложилось это творческое содружество, это не столь важно. Возможно, уместна будет параллель с первым фильмом Федерико Феллини «Огни варьете», который он, как известно, снял в творческом тандеме с Альберто Латтуада. Почему – параллель? В первом фильме Феллини вы можете точно подметить характерные черты его творческого почерка, которые в дальнейшем он будет развивать и оттачивать. Точно так же и в первом фильме Алексея Германа заметна его рука, дыхание и воля.

Впервые посмотрев это великолепное кино, я задумался о парадоксах творческой судьбы Алексея Германа. Я попытался сопоставить его дебют с дебютом Андрея Арсеньевича Тарковского, случившимся пятью годами раньше, в 1962.

Обласканный, золотольвиный, дипломированный фильм Тарковского, которым восхищались Бергман и Кеслёвский, над которым «шаманили» французские экзистенциалисты во главе с Сартром – и незаметный, «тихий» фильм, не получивший никаких наград и призов, не представлявший СССР на фестивалях, фильм, о котором сейчас помнят – увы! – немногие… мощнейшее кино. «Седьмой спутник» по силе художественного воздействия, глубине нравственной проблематики, высочайшей визуальной культуре, изумительной работе гениального актера, народного артиста СССР Андрея Алексеевича Попова – ничуть не уступает «Иванову детству», на мой взгляд, превосходит его по мощи и страсти.

Алексей Попов в фильме "Седьмой спутник"

Есть в творческом почерке Алексея Германа нечто такое, что глубоко трогает меня. Меня волнуют, тревожат, беспокоят его фильмы. Они ошеломляют, от них перехватывает дыхание, но только затем, чтобы ощутить, насколько великолепно – дышать, чувствовать, любить.

Фильм рассказывает о последних неделях жизни профессора Военно-юридической академии генерала Адамова. Это одинокий человек, который потерял близких: сын – убит на войне, жена – умерла. С ним жила пожилая женщина, которая прислуживала ему, самому Адамову по фильму около 60 лет.

Герой фильмы примыкает к Красной армии, но не потому, что разделяет позиции большевиков. Его объяснение очень лаконично и немного странно. В разговоре с белым офицером он сбивчиво говорит о громадном небесном теле, к которому по закону притяжения примыкают многие небесные тела – «седьмые спутники». Офицер пренебрежительно усмехается, по его мнению Адамов юродствует, говорит чепуху. Более высокий белогвардейский чин вообще не желает выслушивать аргументы бывшего профессора.

Фильм Алексея Германа и Григория Аронова "Седьмой спутник"

Фильм глубоко метафоричен, но в нем отсутствуют навязчивые символы-метафоры. У Германа образ жизни – метафора самой жизни. Герман предлагает нам пристально посмотреть на то, что происходит между явлением и его истолкованием. Интерпретация всегда открывает потаенные смыслы, которые интуитивно понятны человеку решительно и честно реагирующему на происходящее, каков и является герой Германа. Мне глубоко импонирует внутренняя потребность Германа, как режиссера, считать поступок – лучшей формой рефлексии и вернейшим методом самопознания.

Российское кино о революционных годах  "Седьмой спутник"

Возможно, причина того, что «Седьмой спутник» незаметно прошел по советским экранам и не был известен за пределами СССР, состоит в том, что его хочется истолковывать прямолинейно. Такое истолкование удобно, позволяет избегать сложных вопросов. В фильме нет прямого вызова, как в наиболее эстетически одиозных работах своего десятилетия. Но есть – другое, «внутренний гул», мощь жизни, заключенная в прекрасную художественную форму.

Народный артист СССР Алексей Попов в фильме "Седьмой спутник"

Это благородное и талантливейшее кино.

«Седьмой спутник»,

Драма, СССР, 1967 г.

 Режиссер – Григорий Аронов, Алексей Герман

Сценарий – Юрий Клепиков, Эдгар Дубровский по повести Бориса Лавренева

Оператор – Эдуард Розовский

Композитор – Исаак Шварц

 В главных ролях:

Андрей Попов – генерал Адамов

Александр Анисимов – Кухтин

Георгий Штиль – Кимка

Софья Гиацинтова - генеральша

***

Проверка на дорогах     “Проверка на дорогах”, реж. А. Герман

Хрусталев, машину!     “Хрусталев, машину!”, реж. А. Герман

Фильм "Торпедоносцы"     “Торпедоносцы”, реж. С. Аранович

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>