} ?>

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину — фильм о Бродском

27.05.2010

kinopoisk.ru

Зачем люди пишут рецензии? Если рецензия - критическая работа, то художественная ценность ее стремится к нулю. Другое дело, если автор рецензии пытается разобраться в своих чувствах. То есть, если он воспринимает произведение искусства как послание лично себе и становится исследователем созданного автором мира.

В лучших книгах и фильмах всегда остается то, что не должно быть раскрыто и отгадано. То, что можно назвать «тайной», а можно – «чудом». Я даже не знаю, имеет ли это отношению к искусству. Скорее – нет. Наверное, речь идет о тайне любви.

Режиссер Андрей Хржановский

Андрей Хржановский

Талантливый аниматор Андрей Хржановский снял фильм, который вызван к жизни любовью автора к Иосифу Бродскому.

Вспомним стихотворение Бродского, посвященное Анне Ахматовой:

«Страницу и огонь, зерно и жернова,

секиры острие и усеченный волос –

Бог сохраняет все; особенно – слова

прощенья и любви, как собственный свой голос…»

Это - объяснение в любви.

Книга Дмитрия Быкова о Борисе Пастернаке.

Фильм "Полторы комнаты..."

Все это объяснения в любви.

Кадр из фильма "Полторы комнаты..." режиссер Андрей ХржановскийНаверное, есть, как минимум, две возможности. Человек может рассказывать о жизни того, кого любит. Человек может рассказывать о своей жизни, как бы увиденной глазами того, кого он любит. Хржановский выбирает срединный путь. Но очень трудно, непросто пройти по нему так, чтобы это не вызывало вопросов. Впрочем, к чему вопросы? За кадром звучит цитаты из эссе Бродского «Полторы комнаты» и стихи поэта. Игровые эпизоды с участием Сергея Юрского и Алисы Фрейндлих чередуются с трогательной анимацией. Есть – совсем немного – документальных эпизодов, на ленте запечатлен сам Иосиф Александрович. Практически постоянно звучит музыка, и подбор ее изумителен. Это Бах и Вивальди, Денисов и Малер, Чайковский и Шнитке, а еще старые советские песни, романсы, марши… Очень много тем – и каждая очень уместна в своем эпизоде, а вместе они создают лирический контрапункт, как будто пролагая тропинку к потаенному, тому, что не высказать ни визуально, ни вербально.

Алиса Фрейндлих и Сергей ЮрскийМожно ли экранизировать эссе? Ведь речь об очень интимном жанре литературы. Таком же, впрочем, как и лирическая поэзия.

Хржановский, как мне кажется, решал очень сложную творческую задачу. Его фильм – это лирическое, очень личностное визуальное высказывание, словом – кинематографическое эссе. Но любовь режиссера к поэту так сильна, что Андрею Юрьевичу показалось, быть может, невозможным произвольно распоряжаться образами Бродского. Вышло бы надуманно и бесцеремонно. Хржановский предельно тактичен и потому его видеоряд – необязателен. Он случаен, прихотлив, он оправдан, как любовный лепет. Но нужно обязательно досмотреть фильм до финальных титров, чтобы убедиться, сколько нежности в этих – порой – бессвязных, часто – долгожданных видеофразах.

Все разъясняется в конце. На фоне зимней Невы и мальчика, бегущего через замерзшую реку всплывает титр - «Посвящается памяти наших родителей».

А потом еще один – «Авторы заверяют, что фильм является вымышленным произведением. Любые совпадения и аналогии с реальными лицами и событиями абсолютно случайны». Авторам нужно верить. Мы не должны подвергать сомнению слова тех, кто делится с нами своей любовью.

От недоумения и даже досады к просветлению и любви – вот путь, который я, как зритель, прошел. Возможно, у вас будет совсем иначе и вы полюбите этот фильм с первых кадров. Возможно, вы не примете его, не захотите прислушаться к нежному трогательному лепету.

Но как бы то ни было, вспомним – «по плодам узнаете их». А плод, которым делится с нами Андрей Хржановский – очень светлый. Он пахнет чем-то родным, невероятно родным, - молоком матери, дыханием отца.

Нашим детством.

***

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину,

фильм-биография, драма, Россия, 2009г.

Режиссер – Андрей Хржановский

СценарийЮрий Арабов, Андрей Хржановский

В главных  ролях:

Григорий Дитятковский, Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский

И другое:

Воздушный змей, лети!     "Сто дней после детства", реж. С. Соловьев

 

     "Монолог", реж. И. Авербах

 

Поликушка - фильм Александра Санина, экранизация повести Л.Толстого     "Поликушка", реж. А. Санин


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.