“Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину”

kinopoisk.ru

Зачем люди пишут рецензии? Если рецензия – критическая работа, то художественная ценность ее стремится к нулю. Другое дело, если автор рецензии пытается разобраться в своих чувствах. То есть, если он воспринимает произведение искусства как послание лично себе и становится исследователем созданного автором мира.

В лучших книгах и фильмах всегда остается то, что не должно быть раскрыто и отгадано. То, что можно назвать «тайной», а можно – «чудом». Я даже не знаю, имеет ли это отношению к искусству. Скорее – нет. Наверное, речь идет о тайне любви.

Андрей Хржановский

Андрей Хржановский

Талантливый аниматор Андрей Хржановский снял фильм, который вызван к жизни любовью автора к Иосифу Бродскому.

Вспомним стихотворение Бродского, посвященное Анне Ахматовой:

«Страницу и огонь, зерно и жернова,

секиры острие и усеченный волос –

Бог сохраняет все; особенно – слова

прощенья и любви, как собственный свой голос…»

Это – объяснение в любви.

Книга Дмитрия Быкова о Борисе Пастернаке.

Фильм “Полторы комнаты…”

Все это объяснения в любви.

Кадр из фильма "Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину"Наверное, есть, как минимум, две возможности. Человек может рассказывать о жизни того, кого любит. Человек может рассказывать о своей жизни, как бы увиденной глазами того, кого он любит. Хржановский выбирает срединный путь. Но очень трудно, непросто пройти по нему так, чтобы это не вызывало вопросов. Впрочем, к чему вопросы? За кадром звучит цитаты из эссе Бродского «Полторы комнаты» и стихи поэта. Игровые эпизоды с участием Сергея Юрского и Алисы Фрейндлих чередуются с трогательной анимацией. Есть – совсем немного – документальных эпизодов, на ленте запечатлен сам Иосиф Александрович. Практически постоянно звучит музыка, и подбор ее изумителен. Это Бах и Вивальди, Денисов и Малер, Чайковский и Шнитке, а еще старые советские песни, романсы, марши… Очень много тем – и каждая очень уместна в своем эпизоде, а вместе они создают лирический контрапункт, как будто пролагая тропинку к потаенному, тому, что не высказать ни визуально, ни вербально.

Кадр из фильма "Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину"Можно ли экранизировать эссе? Ведь речь об очень интимном жанре литературы. Таком же, впрочем, как и лирическая поэзия.

Хржановский, как мне кажется, решал очень сложную творческую задачу. Его фильм – это лирическое, очень личностное визуальное высказывание, словом – кинематографическое эссе. Но любовь режиссера к поэту так сильна, что Андрею Юрьевичу показалось, быть может, невозможным произвольно распоряжаться образами Бродского. Вышло бы надуманно и бесцеремонно. Хржановский предельно тактичен и потому его видеоряд – необязателен. Он случаен, прихотлив, он оправдан, как любовный лепет. Но нужно обязательно досмотреть фильм до финальных титров, чтобы убедиться, сколько нежности в этих – порой – бессвязных, часто – долгожданных видеофразах.

Все разъясняется в конце. На фоне зимней Невы и мальчика, бегущего через замерзшую реку всплывает титр – «Посвящается памяти наших родителей».

Кадр из фильма "Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину"А потом еще один – «Авторы заверяют, что фильм является вымышленным произведением. Любые совпадения и аналогии с реальными лицами и событиями абсолютно случайны». Авторам нужно верить. Мы не должны подвергать сомнению слова тех, кто делится с нами своей любовью.

От недоумения и даже досады к просветлению и любви – вот путь, который я, как зритель, прошел. Возможно, у вас будет совсем иначе и вы полюбите этот фильм с первых кадров. Возможно, вы не примете его, не захотите прислушаться к нежному трогательному лепету.

Но как бы то ни было, вспомним – «по плодам узнаете их». А плод, которым делится с нами Андрей Хржановский – очень светлый. Он пахнет чем-то родным, невероятно родным, – молоком матери, дыханием отца.

Нашим детством.

***

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину,

фильм-биография, драма, Россия, 2009г.

Режиссер – Андрей Хржановский

СценарийЮрий Арабов, Андрей Хржановский

В главных  ролях:

Григорий Дитятковский, Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский

И другое:

Воздушный змей, лети!     “Сто дней после детства”, реж. С. Соловьев

 

     “Монолог”, реж. И. Авербах

 

 

Поликушка - фильм Александра Санина, экранизация повести Л.Толстого     “Поликушка”, реж. А. Санин

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>