} ?>

Отзыв на фильм «В.Р. Мистерии организма» / W.R. Misterije organizma

19.12.2013

W.R. Misterije_organizma

“В.Р. Мистерии организма» - четвертый фильм бунтаря европейского кино серба Душана Маккавеева; этот фильм наделал много шума, хотя сам Маккавеев к такому эффекту, безусловно, не стремился, хотя, вполне вероятно, его ожидал. Фильм был объявлен порнографическим, идеологически вредным, а к имени режиссера в странах соцлагеря прилепили бирку «враг-антисоветчик». Что ничуть не помешало (а, может, отчасти поспособствовало) тому, что "буржуазная" кинопресса отнеслась к фильму благожелательно, кинокритики признали его шедевром, лента была включена в программу обучения студентов некоторых киновузов, а сам Маккавеев получил возможность выйти из артхаусной резервации к широким кинозрительским массам. Френсис Форд Коппола предложил сербскому режиссеру работать над «Апокалипсисом сегодня». Маккавеев отказался, поскольку снимал уже свой «Сладкий фильм», в котором продолжал непринужденно и эпатажно творчески волеизъявляться.

Изящная дама, заинтересованный джентльмен

Душан Маккавеев – режиссер крайне причудливый и очень свободный. Прав киновед Сергей Кудрявцев, когда пишет, что Маккавеев – подлинный и яркий последователь традиций Эйзенштейна и Мейерхольда, а «Мистерии организма» едва ли единственный пример точно понятного и воплощенного эйзенштейновского принципа «монтажа аттракционов».

Мистерии организма

Смотреть фильм и странно, и смешно, и грустно – не одновременно, а последовательно, кроме, пожалуй, последней, гениальной сцены, когда страдание убийцы после содеянного показано как гротеск и мука одновременно. По-моему, это выдающийся финал, который расставляет глубинные смысловые акценты.  Маккавеев делал фильм о преступности любой идеологии, для которой личность не цель, а средство. Высшее проявление свободы – способность любить; сексуальная близость по Маккавееву столь же далеко отстоит от похотливого осуждения и обсуждения, как и от того, чтобы стать средством контроля и манипуляции одно партнера над другим. Основа интимных взаимоотношений – свобода, равенство, а идеал братства заменим идеалом взаимного наслаждения. Источник любой тоталитарной идеологии – сексуальная неудовлетворенность, которая рядится в маски ханжества или распущенности, а стратегии выбирает исключительно агрессивно-депрессивные. Если цель – общественное благо, то секс действительно становится орудием пролетариата – бей и круши, подавляй и властвуй, но ни в коем случае не наслаждайся и не доверяй.

Выяснение отношений

Фильм цельный, печально-ироничный и приподнято-романтичный. Ни ханжества, ни морализаторства, но много раздумий, ироничного абсурда и горького гротеска. Еще больше доверчивости и доверия.

Женщина на фоне флага

Последователи Вильгельма Райха высказывались в том смысле, что Маккавеев упростил его теории. Я не берусь об этом судить. Во всяком случае, я не нашел никаких спекуляций: режиссер искренен также, как психиатр. Райх здесь - главный "закадровый" персонаж, осмеянный современниками, но непобежденный. И его горькая улыбка витает над мистериями не только человеческого, но и социального организма.

© Максим Евстифеев

Разговор у дерева

***

"В.Р. Мистерии организма" / W.R. Misterije organizma,

политическая сатира, трагифарс, ФРГ, Югославия, 1971 г.

Сценарий и режиссура - Душан Маккавеев

Оператор - Александр Петкович, Предраг Попович

Композитор - Бояна Мариян

В главных ролях:

Милена Дравич - Милена

Ивица Видович - Владимир Ильич


Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.