} ?>

Отзыв на фильм «Воин-тень» / Кагэмуся

31.01.2014

Кагэмуся

«Воин-тень» - так нужно было бы перевести иероглифы названия поздней картины Акира Куросавы. Это фильм 1980 года, «поздний» Куросава. Название принято переводить, как "Тень воина".  Между «Тенью воина» и «Воином-тенью» большая разница, верно? Тень не может быть воином, но воин способен стать тенью.

Полководец и князь

Когда в юности я впервые посмотрел эту ленту, она потрясла меня. С тех пор я неизменно называл ее в числе любимых своих кинофильмов. А теперь – не могу. Страшная, изнуряющая финальная сцена – ничего трагичнее и печальнее этой сцены я в мировом кино не видел – после нее я ощутил опустошение. После давнего просмотра память моя услужливо вымарала из памяти кадры агонизирующих лошадей, оставило лишь гневный и печальный образ гибнущего двойника князя Такэды Сингэна. Но теперь все вернулось. Физическое ощущение бездны, пропасти, конца мира.

Поле битвы

Сцена гибели войска князя Кацуёри чудовищна. При этом она безукоризненно снята, и  блестяще смонтирована. Создается впечатление, что все 170 предыдущих минут фильма – лишь приближение к этой сцене. Ее художественная мотивировка.

Я уже не раз писал, что устраивать и фиксировать гибель животных в художественном кино совершенно недопустимо. Нет такой художественной задачи, которая оправдывала бы подобную жестокость. Хочу верить, что ни одной животное при съемках «Воина-тени» не погибло. Но сам вид лошадей, неподвижных и агонизирующих на поле битвы, в лужах ретушированной, надеюсь, крови, лошадей, которые, переваливаются с бока на бок, вздымают тонкие, словно надломленные ноги, перебирают ими в воздухе – ужасен.

Человек у бушующего моря

Фильм основан на подлинных событиях. Речь, конечно, не о том, что у князя был двойник, который в течение почти трех лет «замещал» его после смерти, но о самом князе Такэда, его сыне Кацуёри, битве при Нагасино. Увы, увы – известно, что Кацуёри нарушил заветы отца и спустя девять лет полностью утратил все владения клана Такэда. Куросава рассказывает две истории. Первая – о самонадеянности, возможно, глупости и зависти сына к достижениям отца, и вторая - о внезапной преданности «низкого» человека, вора – верности князю и клану до самоотречения.

Защитник

Куросава снял  эпический фильм. Его планы – суровы и прекрасны. Он лаконичен и страстен. Он «рисовал» свои истории крупными мазками, прорабатывал все детали и долго работал над фоном. Его тема – жертвенность  и ответственность за свой выбор в условиях его неоднозначности. Он был титаном, трагиком. Кроме того, Куросава – потомственный самурай, он снимал кино духовно цельное, поражающее мощью.

И все это я пишу, ни на мгновение не забывая о надломленных животных, вздымающих сильные, прекрасные ноги к небу. Мир, перевернутый с ног на голову.

Всегда надо думать о том, какими средствами мы идем к нашим целям.

Самурай

 «Воин-тень» / 影武者

Трагедия, Япония, 1980

Режиссер – Акира Куросава

Сценарий – Масато Идэ, Акира Куросава

Оператор – Такао Сайто

Композитор – Синитиро Икэбэ

 В главных ролях:

Тацуя Накадай – князь Такэда Сингэн / воин-тень

Цутому Ямадзаки – Такэда Нобукадо

Кэнъити Хагивара – Такэда Кацуёри

Дзинпати Нэдзу – Цутия Сохатиро


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.