} ?>

Отзыв на фильм «Клоуны», реж. Феллини

17.02.2014

Клоуны Феллини

Несмешной фильм про клоунов - возможно ли?

Обычное дело: истории о клоунах редко бывают смешными. Да и вообще, зачем снимать фильмы про клоунов, если не для того, чтобы рассказать о них, как об обычных, часто грустных людях, которые на арене смешат, за кулисами ворчат, и печаль торчит из их душ, как солома из пугала. Но это слишком прямолинейно, слишком банально.

А что если не заглядывать в «закулисную» клоунскую душу, а просто полюбоваться их ужимками и кунштюками? Но тогда нужно смеяться. Смех просто необходим – клоуны в цирке должны смешить, а если они не смешат, тогда – что?

Шатер цирка

Феллини начинает свой фильм о клоунах с давнишнего воспоминания (своего?). Мальчик смотрит в окошко на улицу. Там, в полутьме творится нечто странное. Поздним вечером перед домом мальчика вздымается шатер-гора. Это купол цирка-шапито. Ребенок не спит, предвкушая наслаждение. На следующий день в цирке представление, клоуны смешат, как могут. А мальчик – не смеется.  «Клоуны не развеселили меня, скорее напротив, мне стало грустно». Он вспоминает их непроницаемые лица, словно маски утомленных пьянчуг, ужимки, прыжки, безумный хохот напоминают ему деревенских дурачков, каких еще можно встретить в провинции. Речь об итальянской провинции. Но чем русская, китайская или австралийская провинции отличается от итальянской? Провинции везде одинаковы. Как, впрочем, и столицы, которые мнят себя метрополиями.

И режиссер перебирает свои воспоминания о людях, которых он знал в детстве и юности и которых кто-то, когда-то считал дурачками, чудаками, простаками, людьми нелепыми и… и вот опять должно появиться неловкое слово – «смешными».

А их становится все больше, чудаков трудно, невозможно отличить от «обычных» людей. И возникает подозрение – а существуют ли вообще так называемые «обычные» люди, а что если все мы – явные или скрытые, затаившиеся чудаки.

Миражи в цирке

Феллини задается вопросом: остались ли они, клоуны его детства? Где те веселые крики, так похожие на спазмы, и способны ли они смешить кого-нибудь? Где этот мир, выражением которого они был? Неужели, его больше нет… а как же наивный смех, детская доверчивость зрителей – неужели все исчезло?

Дальше начинается недлинное путешествие, длиной несколько клоунских реприз. Мы знакомимся со старыми цирковыми артистами, смотрим их номера, слушаем диалоги.

Я не пишу рецензии, да и отзывами мои короткие тексты тоже не назовешь. Это беглая запись впечатлений от увиденного – не более, но и не менее. Иногда я забываюсь, и пишу о личном – важном или несущественном.

Просто клоуны

В финале – постановочная реприза – похороны клоуна. Он, конечно, жив, он всех дурит. Клоунские лошади несутся вскачь, лицедеи хохочут и лупцуют друг друга. Все живо. Все живы. Потом старый актер рассказывает маэстро Феллини об одной из своих реприз. У старого актера некогда был партнер по прозвищу Фру-Фру. Актер выходил на сцену и спрашивал у шталмейстера, где же Фру-Фру. Он умер, отвечал шталмейстер. Актер недоумевал: как же так? он же взял у меня колбасу! И актер начинал звать своего партнера. Но тот не откликался. Что ж такого! Актер уверен, что если Фру-Фру отсюда исчез, то где-то он непременно должен быть. И тогда актер начинал звать его иначе, он играл красивую мелодию на трубе. Играл, а потом останавливался и ждал, когда Фру-Фру отзовется… И если тот молчал, то актер играл снова.

Рыжие клоуны

Конечно, Фру-Фру приходил. Он играл ту же самую мелодию. Голоса труб сливались.

Клоуны играют на трубе

По-моему, это одна из самых прекрасных метафор бессмертия, которое становится возможным благодаря любви.

© Максим Евстифеев

 ***

I clowns / Клоуны,

документально-игровой фильм-путешествие,

Италия, Франция, ФРГ, 1970 г.

Режиссер - Федерико Феллини

Сценарий - Федерико Феллини и Бернардино Дзаппони

Оператор - Дарио Ди Пальма

Композитор - Нино Рота


Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.