} ?>

Отзыв на фильм «Маленький солдат»

28.04.2014

Постер фильм Маленький солдат

Фирменный прием Годара – монтажный стык после резкого поворота камеры. Смазанное изображение переходит в динамичный план. Диалоги – внахлест, они сшивают повествование и переводят его на другой уровень. Это смысловые лакуны, котурны, ратуши. Те ратуши, которые возвышаются над плоским городским пейзажем визуального образа. У Годара «играет» - живет – все. Все, что в кадре можно прочесть – читайте. Пусть это станет указателями вашей кинематографической «годаровской» жизни.

Мир Годара перенасыщен реакциями его героев на кого-либо, что-либо. Годар отпускает  героев, но исследует их реакции.

Влюбленные - отражение в зеркале

 «Маленький солдат» - фильм-эскиз. Взмах темного крыла над пустынной аллеей. Фильм-росчерк, рисунок тушью умирающего самурая. Он кажется сжатым, лаконичным и эмоционально полым.

Герой проговаривает свое прошлое из будущего, а еще комментирует (анализирует) его из настоящего. И в этом двойном, а то и тройном наведении я вижу подавленную человеческую природу. Это фильм о несвободе, как бессознательном выборе. Кажется, что внешние обстоятельства здесь – только уловки для признания собственного бессилия.

Глаза в глаза

Когда вы будете брести вместе с главным героем по улицам Женевы, исследовать закоулки случайных жилищ, читать в пригородном поезде, страдать во время пыточного допроса, рядом с вами будет годаровская женщина – Анна Карина. Она очень красива, но для Годара она – проводник красоты в мире, где правит печальная обусловленность.

Эта женщина – героиня – не несет в себе подвоха. Она обманывает Мишеля Субора умолчанием, но в ней нет принужденности и вызова. Она - тот человек, который мог бы спасти Мишеля, но что значит спасти? Вернуть его к самому себе, к чистой простоте отношений и смыслов, которые так запутал Мишель.

Главный герой фильма Маленький солдат

Он комментирует собственные поступки, но это не психологический анализ. Он свидетельствует о том, что его тревожит и не дает наслаждаться близостью Вероники.

Вероника Дрейер – так ее зовут. Вспоминал ли Годар о Карле Дрейере, когда именовал воплощение своей любимой?

Женщина с сигаретой у цветка

Написал текст излишне серьезно и вычурно, но не впопыхах. Ко мне приходили слова, а я записывал их. Иногда я задумывался в поисках нужного слова.

Возможно, о каждом фильме нужно писать так, как он того заслуживает. Заслуга эта – вещь субъективная. Зритель позволяет кинопроизведению выслуживаться перед ним. Мне кажется, что фильмы рассматривают своих зрителей не менее пристально, чем мы – их. Но если вспомнить, что фильм – это человек, то… Годар смотрит на нас. Мы вовлечены в его игру, в его жизнь.

© Максим Евстифеев

Вместе и порознь

***

Le Petit Soldat / Маленький солдат,

драма, Франция, 1963 г.

Автор сценария и режиссер - Жан-Люк Годар

Оператор - Рауль Кутар

Композитор - Морис Леру

В главных ролях:

Мишель Субор - Бруно Форестье

Анна Карина - Вероника Дрейер


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.