} ?>

Отзыв на фильм «Чудеса», реж. Аличе Рорвахер

26.04.2015
Постер фильм Чудеса

"Чудеса", реж. Аличе Рорвахер

Волшебный фильм.

Я уже знаю за собой одну особенность. Те фильмы, которые произвели в итоге на меня сильнейшее впечатление, я смотрю с остановками, в два, три и т.д. приема. Как будто я пытаюсь удержать самого себя от пугающего ощущения завороженности чужим художественным миром. А этот мир борется со мной за мое же сердце, душу и я медленно уступаю и никогда не жалею об этом. Иногда я даже скучаю поначалу, но это обманчивое ощущение. Образы крадутся на цыпочках, в утренней или сумеречной полутьме и уносят меня. Возвращают к самому себе. В этом правда. Хорошим кино я восхищаюсь. Прекрасное кино всегда обновляет.

Аличе Рорвахер родилась в 1982 году, она еще так молода, и она потрясающий режиссер. Кровь от крови киноитальянской классической школы, она генетически связана с великими мастерами и - возможно - пронзительнее всего - с Федерико Феллини. Тут глубинная мудрость, трепет жизни, ее чувственное дыхание и огромная нежность к людям. И при этом Аличе столь же укоренена в традиции, сколь самобытна.

Девушка летом

С удивлением читаю аннотацию: история о семье пчеловодов и отце-деспоте, который всеми силами пытается уберечь своих дочек от внешнего мира, использует их труд и живет иллюзией (!), что их семья будет существовать вечно. Все это странно и нелепо. Какой-то первый, самый грубый слой, будто стоишь перед высокой травой и не видишь за ней реки. А ведь траву можно раздвинуть руками, а еще можно зайти в воду и поплыть. И даже попытаться добраться до другого берега... или лечь на спину и дать течению унести себя.

Я, конечно, могу пересказать содержание фильма, но не буду этого делать. Если кому-то требуется узнать сюжет перед тем, как смотреть кино, то адресую его к содержательной, умной рецензии Евгения Гусятинского. Когда-то во ВГИКе меня учили, что еще до начала работы над фильмом нужно пытаться одной фразой сказать, о чем кино. Фабулу пересказать можно. Но не более того Прекраснейшее кино - то, которое снится зрителю.

Мужчина с бородой

И, все-таки, я пытаюсь, это важно для меня... О чем это кино? Зачем оно пришло в наш мир? Для меня это история о любви, которая борется с забвением и мирится с ним, потому что забвение и любовь в высшем смысле и значении - явления одного порядка. Они вызваны доверием к жизни, безусловным принятием тайны, которую хранит каждое любящее человеческое сердце. Что внутри - то и снаружи. Это кино о метафизике счастья, которое растворено в мире, как мед растворен в трудовых заботах пчел. Это невидимое, часто неузнаваемое, непостижимое и все-таки безусловное счастье. И когда гениальный Мандельштам спрашивал у своей жены, почему она решила, что должна быть счастливой, самый лучший ответ, который могла бы ему дать Надежда Яковлевна: "Потому, что ты меня спрашиваешь об этом".

Это правда. Счастье - это близость. С человеком, с миром, с предназначением, с памятью и даже с забвением. Со всем.

Вряд ли вы найдете в фильме подтверждение этим мыслям. У вас может возникнуть своя близость с этим волшебным фильмом-переживанием.

© Максим Евстифеев

Мед в руках

***

Le meraviglie / Чудеса,

драма, Италия, 2014 г.

Гран-при Каннского кинофестиваля 2014 г.

Режиссер и сценарий - Аличе Рорвахер

Оператор - Элен Лувар

В ролях: Альба Рорвахер, Мария Александра Лунгу, Сэм Ловик, Сабина Тимотео


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.