} ?>

Отзыв о фильме «Роль»

05.04.2016

Постер фильм Роль

Я не пишу рецензий и обзоров не пишу, я рассуждаю о фильмах, которые посмотрел. Затруднение в том, что мне хочется сейчас писать не о фильме, а порассуждать об особой миссии режиссера Константина Лопушанского в советском и российском кино, поговорить о культурном феномене «двойников», вспомнить Гофмана и Гоголя, перечислить фильмы, где эта тема с разной степенью осмысленности и занятности затрагивалась и так далее. Вот что бы мне хотелось. Но в моем, искреннем случае, все это неправильно, потому что нечестно. Я должен писать о фильме, но он не вызвал у меня сколь-нибудь значительных переживаний и прожил я его довольно бегло и в целом отстранённо.

Авторское кино "Роль"

Конечно, фильм прекрасно снят. Планы выверены, кинографика высокого уровня, мизансцены выразительны, Суханов играет блестяще. И никакого «но» не последует, потому что нет повода для «но», кроме восприятия. Отличное кино, которое я не хочу пересматривать.

А вот теперь уже можно аккуратно попробовать поднять черно-белую вуаль «Роли».

Вот я поднимаю вуаль фильма, и первое что вижу – крупный план актера Максима Суханова. Максим Суханов играет так хорошо, что я никак не могу отделаться от мысли, что вот, передо мной Максим Суханов, который великолепно играет свои состояния: страхи, сомнения, желания и надежды – играет так выпукло и выразительно, что за ним едва угадываются его персонажи-двойники – актер и комиссар. Максим Суханов в этом фильме сам создает своих двойников. Собственно, в этом фильме три героя: Максим Суханов, актер Евлахов и комиссар Плотников.

Мужчина в шинеле на кровати

Мне – лично мне – нравится, когда я тоже каким-то боком, уголком, краешком века, улыбкой могу стать персонажем фильма, который смотрю. А тут у меня это не получается. Я не могу рассмотреть своего двойника (описка была – написал «дневника»!), архитекторы фильм не дают мне это сделать.

Потом я начинаю смотреть более рассудочно и понимаю, что не понимаю гибельной страсти Евлахова.

Ремарка: герои фильма даже фамилиями поменялись. Согласитесь, что актера куда более подошла бы фамилия Плотников, а комиссару – Евлахов. А вот Максиму Суханову его фамилия очень идет. Он цельный, умный актер. Актера Суханова не получается разбирать, как пазл. А двойники – что же, как не мистический, а то и духовный пазл?

Бесчинства во время гражданской

Сейчас вспомнил Олега Даля в фильме «Тень».

Если бы я снимал фильм на тему «Двойников», я пригласил бы на эти роли разных актеров, максимально несхожих внешне, и постарался максимально сблизить их внутренне. И тогда проявится некая грань, резкая, усиленная черта, предел сближения двойников. И к этому пределу они изо всех сил стремятся и не могут ее достичь. А если достигают, возникает новая жизнь. Например, жизнь изумленного зрителя.

Девушка трепещет

Как ни странно, но в фильме про двойников мне не хватило именно двойников.

Но что если это фильм совсем не про двойников, а про самопознание, допустим?

Посреди белого поля

Так это прекрасно. Множественные интерпретации авторского кино, вероятно, одно из устойчивых желаний его создателей.

© Максим Евстифеев

"Роль",
драма, Россия, 2013

Режиссер - Константин Лопушанский

Сценарий - Павел Финн и Константин Лопушанский

Оператор - Дмитрий Масс

В главных ролях:

Максим Суханов


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.