} ?>

Отзыв о фильме «Одержимость», реж. Л. Висконти

19.05.2016

Одержимость, постер фильма

«Одержимость» - дебют Лукино Висконти. Ему было около 37, когда фильм вышел на экраны, а случилось это в 1943 году.

1943 год – по понятным причинам год на киношедевры небогатый. «Гений дзюдо» Куросавы, и несколько заметных жанровых работ: триллер Хичкока «Тень сомнения», знаменитый мюзикл «Сестра его дворецкого» с Диной Дурбин, классический нуар «Ворон» Клузо и экранизация «По ком звонит колокол» Сэма Вуда, получившая множество «Оскаров» в следующем, 1944 году. В СССР вышел на экраны замечательный фильм "Два бойца".

Висконти снимал «Одержимость» тихо, скромно, на средства, вырученные от продажи фамильных драгоценностей.

"Одержимость", Италия, 1943 г.

У этого фильма – личная драма. Итальянские фашисты потребовали уничтожить негатив. Это было сделано, и мы могли бы остаться совсем без первого фильма Висконти, если бы он уже в преклонном возрасте не восстановил его на основе дубликата.

«Одержимость» снята по роману Кейна «Почтальон звонит дважды». Мы знаем еще три, как минимум фильма, снятых по этой книге. Французский фильм Пьера Шеналя 1934 года, фильм Тэда Гарнетта 1946 года и экранизацию 1981 года режиссера Боба Рейфелсона.

Все это факты. Еще один – что отсчет эпохи неореализма имеет смысл вести с «Одержимости».

Психологическая драма "Одержимость"

К сожалению, киношедевры стареют. Тех, кто хочет смотреть великое кино можно сравнить с теми, кто предпочитает беседовать со стариками. Вернее, слушать их. Много таких? Как смотреть «Одержимость» после бессчетного количества драматических историй, рассказанных кинематографистами за 80 лет с момента выхода картины? Вдуматься – восемьдесят лет прошло. Человек родился, вырос и состарился. Жизнь.

Мужчины на стогу сена

И вот мы беседуем с восьмидесятилетним стариком и поражаемся не тому, что он в здравом уме и твердой памяти, а тому, что он-то – записной щеголь. Отлично выглядит. Подтянут и мускулист. Он рассказывает такие истории, от которых перехватывает дыхание. Он смотрит на вас в упор и говорит, говорит – со страстью и любовью. Это кино дышит. Оно жесткое, стальное, режет душу. Так старики умели жить и как умели снимать.

Неприятный разговор

В этом фильме я впервые разглядел Массимо Джиротти. Мне очень импонирует его актерская манера. Он сдержан, мимически скуп. Поставьте рядом его и Джека Николсона, игравшего ту же роль в экранизации 1981 года. Сравнивать всегда интересно. Сравнивать, не отдавая предпочтений.

Женщина и взволнованный мужчина

Мне понравилось высказывание моего друга: "Отличить нормальный фильм от артхаусного (авторского, артмейнстримного) очень просто: если ты увлечённо следишь за сюжетом – это первое, если ты занят чем угодно, только не сюжетом – второе". Под "нормальным" фильмом тут понимается, очевидно, жанровое кино. Старые мастера снимали жанровое и при том авторское кино. Иначе и быть не могло! Мне кажется иногда, что старые мастера брезгливо бы отнеслись к самой идее какого-то "артхаусного" кино, сочли ее бесполезной. Кино без сюжета - очищенное яблоко. Будете вы есть очищенное яблоко? Мне лично хочется прикоснуться к яблочной кожуре, мне нужно, чтобы мякоть была скрыта. В чем яблочный смысл? В чем смысл кино? Нельзя съесть яблоко, не повредив кожуры. Яблоко Висконти значительное. Твердая кожура, грозный смысл.

© Максим Евстифеев

"Одержимость" / "Ossessione",

драма, Италия, 1943 г.

Режиссер - Лукино Висконти

Сценарий - Лукино Висконти, Марио Аликата, Джузеппе Де Сантин, Марио Пуччини

Оператор - Доменико Скала, Альдо Тонти

В главных ролях:

Массимо Джиротти, Клара Каламаи


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.