} ?>

Отзыв о фильме «Ворон», реж. Жорж-Анри Клузо

22.05.2016

Ворон Клузо - постер фильма

«Ворон» вышел на экраны в 1943 году. Анри-Жорж Клузо работал на оккупированной фашистами территории Франции в немецкой кинокомпании. После войны за сотрудничество с нацистами его на два года отстранили от работы в киноиндустрии. Вместе с тем «Ворон» был запрещен нацистами, а после войны содержание фильма также толковалось неоднозначно. Вероятно, политикам трудно было разобраться – то ли Клузо в своем фильме пропагандировал идеи Третьего рейха, то ли наоборот, отвергал их и  высмеивал. По-моему, Клузо пользовался возможностями, которые предоставляло ему сотрудничество с нацистами, а на все остальное ему было наплевать. Но, может, я и ошибаюсь. Во всяком случае, попытки трактовать «Ворон», как метафорический фильм мне кажутся бесплодными. Даром, что начальный титр гласит, что это история произошла в некоем провинциальном городке – то ли этом, то ли другом… Но если что и обобщал Клузо, так это страх. Человеческий страх перед невидимыми (разоблачающими и угрожающими) силами и страх не справиться с собственными страхами по этому поводу.


Сквозь замочную скважину

«Ворон» - третий фильм Клузо, фактически начало его творческой карьеры. Это фильм о травле. Основная тема творчества режиссера – «травля человека человеком», по словам киноведа Алексея Гусева. Многие жители маленького городка получают подметные письма, в каждом из которых фигурирует доктор Жермен. Письма его разоблачают как человека аморального, преступного, порочного и лживого. Все большее количество горожан попадаются в сети, сплетенные неведомым пауком, который стремится морально уничтожить доктора Жермена и вынудить его с позором покинуть город. Письма лживы, но город этого не знает. У доктора Жермена хорошая репутация, однако, под натиском таких обвинений она трещит и рушится, как карточный домик.

Старик непрост

Клузо замечательно режиссирует фильм. Я считаю, что у Клузо можно учиться композиции кадра, четкости и аргументированности монтажных переходов, работе с актерами. Французский киновед Марсель Мартен заметил, что Клузо «менее исследователь человеческого сердца, чем художник поведения». Если до просмотра «Ворона» слова Мартена были бы для меня шифром, то сейчас я хорошо понимаю, о чем речь. Клузо – киногеометр. Он рассчитывает эффект и убедительно доказывает точность своих расчетов.

Четверо мужчин в комнате

Как отлично выстроен кадр!

Фильм мне показался чересчур болтливым. Но диалоги хороши, нет оснований критиковать их драматическую механику.

Улица на свету и в тени

«Ворон» - фильм-нуар, детектив. Вы увлеченно будете пытаться отгадать автора анонимок. Скорее всего, вам это удастся, как удалось мне. Кажется, это не очень сложно… потому что, очень правильно. В выборе кандидатуры на роль лжеца Клузо убедителен точно так же, как и в организации постановочного процесса. Кто, как не..? Неожиданности в выборе столько же, сколько и предсказуемости.

© Максим Евстифеев

Господин и дама

Пьер Френе и Жинет Леклер - в главных ролях

***

"Ворон" / "Le Corbeau",

нуар, детектив, Франция, 1943

Режиссер - Анри-Жорж Клузо

Сценарий - Анри-Жорж Клузо и Луи Шаванс

Оператор - Николя Айе

Композитор - Тони Обен

В главных ролях:

Пьер Френе, Жинет Леклер


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.