} ?>

Отзыв о фильме «Курьер», реж. К Шахназаров

18.07.2016

Фильм "Курьер" постер кино

В «Курьере» несколько замечательных сцен.

Например, когда мать Ивана (Инна Чурикова) с сыном (Федором Дунаевским) поют про «землю в иллюминаторе». Иван начинает под гитару, мама подхватывает, меняет мелодию и вместо популярного шлягера получается надрывная песня о женской доле. Чурикова поет смешно. В следующей сцене Шахназаров превращает комедию в драму. Ночью Иван просыпается от материнского плача. Мама сидит в своей комнате, укутавшись в одеяло, оплакивает несбывшиеся мечты.

Прекрасна сцена застолья на дне рождения Катерины (Анастасия Немоляева). Ее мрачная истерика, мрачное достоинство Ивана, который теряет любимую.

Парочка на скамейке

Скупой на эмоции и подтексты финал. Танцплощадка, танцоры, разыгрывающие групповой и индивидуальный брейкданс. Иван дарит пальто Базину, потом замечает вернувшегося на Родину воина-интернационалиста. Тот останавливается и смотрит на танцплощадку, у него глухой, непроницаемый взгляд.  Влажная, тщательно скрываемая печаль. Потом долгий средний план Ивана, которого, быть может, ждет афганская дорога.

Где-то среди песка за городом

Быть может, Карен Шахназаров балансирует между комедией и драмой, но это не важно. Нет трудностей баланса. Фильм прямой и умный. Это личный фильм, мастер не играл в кино, а размышлял о своем месте в жизни. Можно возразить, что я не могу судить, о чем размышлял Шахназаров. Так я и не сужу, а предполагаю. Это кино красивое, точное, оно напоминает прекрасно сыгранную шахматную партию. Ее разыграли не гроссмейстеры, но толковые люди, любящие шахматы больше своих способностей. А когда человек что-то или кого-то сильно любит и поглощен своим чувством, он всегда размышляет о своем месте в жизни.

Советский брейкданс

А чем определяется точность? Мне кажется, что точность высказывания зависит не столько от его содержания, сколько от уместной интонации автора. Интонации сцен «Курьера» почти безупречны. В отношении фильма нужно говорить о балансе интонаций, о том, что глубокомысленно называется «атмосферой». Мне этот термин в отношении синтетических искусств не нравится.  Лучше – дух. Дух фильма. Он серьезен, сдержан, ироничен и честен.

Таков Иван.

Видимо, таков и сам Шахназаров.

Афганец

И вот – следствие. Это кино не о времени. Оно не устарело ни на йоту. Время и связанный с ним быт только средства, а цель – это хороший человек, попавший в случайные обстоятельства времени.

© Максим Евстифеев

Молодой парень в вечернем дворе

Федор Дунаевский в роли Ивана

***

"Курьер",

драма, СССР, 1986 г.

Режиссер - Карен Шахназаров

Сценарий - Александр Бородянский, Карен Шахназаров по повести Шахназарова

Оператор - Николай Немоляев

Композитор - Эдуард Артемьев

В главных ролях:

Федор Дунаевский - Иван

Анастасия Немоляева - Катя


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.