} ?>

Отзыв о фильме «Последний раз, когда я видел Макао»

02.08.2016

Последний раз когда я видел Макао постер

“Последний раз, когда я видел Макао» - фильм-прием.

Представьте, что вы идете на поводу своей прихоти снимать то, на что падает ваш взгляд.  Это могут быть руки и ноги, части туловища, иногда – лица. Впрочем, лица несущественны. Вы бродите по некоему городу, который дорог вам настолько, что вы боитесь его спугнуть. Будто бы ваш взгляд искажает какое-то давнее воспоминание о нем. И вы смотрите под ноги своим воспоминаниям, а то вдруг выхватываете яркие городские картинки и забываетесь.

Шоссе в никуда

К этому можно добавить нехитрый сюжет. Вы приехали в этот город по просьбе старого друга (или подруги, как в фильме). Она просит вас о помощи, но вы не способны ей помочь. Она гибнет от рук преступной секты, догадки о деятельности которой пугают больше, чем знание реалий. Да и какие там реалии – намеки, полунамеки, таинственные телефонные звонки и смс сообщения. Все путано и недостоверно. Достоверна лишь ваша привязанность к городу, истоки которой – в детстве.

Галерея

Кто-то скажет, что этот фильм о том, что никогда, не при каких обстоятельствах нельзя возвращаться в те места, где вы были счастливы. По несчастью или к счастью истина проста: никогда не возвращайтесь в прежние места», - писал Геннадий Шпаликов, лирического героя которого, в общем, нетрудно представить бродящим по сумрачному Макао.

Я думаю, что все это не так однозначно. Прежние места состоят из наших воспоминаний о них и нынешних мест. Мы смотрим на нынешнее место и пытаемся увидеть в нем место прошлое. Удается это плохо, мы досадуем, сердимся, потом грустим, печалимся и уходим прочь, разочарованные и обмелевшие. В прежних местах мы утрачиваем часть своих воспоминаний,– оттого и предупреждение не возвращаться. Вода схлынула и унесла частички памяти, которыми мы дорожим.

Праздник вдалеке

Но ведь есть же и «Амаркорд». Когда человек улыбаются прошлому, случаются чудеса.

Режиссеры «Последнего дня, когда я видел Макао» не считают возможным искать серебристых павлинов на улицах Макао. Это, конечно, талантливое кино, и я подозреваю, что буду вспоминать о нем время от времени. Но пуститься в повторное путешествие по облачным – туман ли, смог – переулкам Макао я, скорее всего, не захочу.


Деревянные фигурки животных

И я вновь возвращаюсь к приему. Когда в череде сцен от первого лица вдруг появляются сцены от внешнего наблюдателя, когда мы видим события, которые скрыты от героя, это кажется интересной находкой. Возникает еще один угол зрения, наблюдательный пункт, точка отсчета, еще одно наслоение реальности.

Возможно, авторы правы и в том, что точнее всего можно рассказать о каком-либо месте (равно и человеке?), упуская главное и сосредотачиваясь на деталях, каждая из которых сама по себе пустячна, но вместе они создают фон бытия, который обволакивает место или человека и становится его глубинным портретом. Более достоверным, чем взгляд в упор.

Певица в цирке

Любопытно еще и то, что я посмотрел этот фильма после «Прозрений Уайта» и теперь воспринимаю его как ненавязчивое утешение. Эти фильмы – контрасты почти во всем, а роднит их талант создателей.

© Максим Евстифеев

***

"Последний раз, когда я видел Макао" / A Última Vez Que Vi Macau,

арт-хаус, криминальная драма, Португалия, Франция, Макао, 2012

Режиссеры и сценаристы - Жуан Педру Родригиш, Джоао Руй Гуерра Да Мато

В главных ролях:

Лиди Барбара, Джоао Руй Гуерра Да Мато, Жуан Педру Родригиш


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.