} ?>

О фильмах Артавазда Пелешяна

06.08.2016
Пелешян

Режиссер Артавазд Пелешян

Затрудняюсь сказать, сколько фильмов снял Артавазд Пелешян. В википедии упоминаются двенадцать его режиссерских работ. Шесть фильмов - шестидесятых годов: «Горный патруль», «Белый конь», «Земля людей», «Начало», «Мечта», «Мы». Два - в семидесятых: «Обитатели» и «Времена года». Два - в восьмидесятых: «Наш век» и «Бог в России» и два в девяностых: «Конец» и «Жизнь.

Однако в других источниках не указаны «Белый конь» и «Мечта».

Революция, штурм

Мне посчастливилось найти и посмотреть восемь фильмов. Все из их тех, что я назвал, кроме фильмов «Горный патруль» и «Белый конь», «Мечта» и «Бог в России».

Пелешян – гений. Но сказать так, значит, спровоцировать недоверие у людей, которые впервые слышат имя Пелешяна. Эпитет гениальность воспринимается с иронией. Чаще всего это маркер приподнятого настроения и эмоционального расположения к художнику. Либо вызов публике, который вызывает дружную усмешку, ведь мы так твердолобо знаем, что «только время определяет меру таланта художника».

Улыбка

Олег Аронсон пишет о Пелешяне, что он – «единственный, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение», что «его фильмы идут вразрез с привычным пониманием документального кино».

Это правда?

Олень в клетке

Артавазд Пелешян, кажется, сделал немыслимое. Он нашел свой путь в документальном кино, который по силе своего воздействия на зрителя мог бы стать главной дорогой кинематографа, но навсегда останется зачарованной, таинственной тропой. Путь по ней не заказан, но мало кто осмеливается ступить на него. Он требует самоотдачи и напряженный интеллектуальной и духовной работы. Это путь столь же всеобщ, сколь уникален. Он ни от кого не скрыт, но люди проходят мимо него, потому что он не обещает славу и признание, но – постижение и преображение.

Во второй половине киновека встать наравне с Эйзенштейном и Вертовым, вступить с ними в диалог на равных и открыть безграничные возможности «дистанционного монтажа» - это под силу только величайшему мастеру.

Мужчина у стога сена

Сергей Параджанов говорил об Артавазде Пелешяне, как о подлинном киногении.

Всемирно известный документалист Годфри Реджио всю жизнь учится у Пелешяна: «Если я произвожу искры, то он (Пелешян) – молнии».

Космонавт после приземления

Жан-Люк Годар сказал, что фильмы Пелешяна произвели на него огромное впечатление.

Теоретические работы Пелешяна переведены на многие языки, его книгу «Мое кино» желательно прочитать каждому кинематографисту.

Люди в вагоне

«Только кино имеет возможность по-настоящему противостоять времени, благодаря монтажу». В этом - Артавазд Пелешян.

Жизнь

Но не надо много говорить. Надо много смотреть и еще больше - думать.

© Максим Евстифеев

***

"Начало", 1967 г.

"Мы", 1969 г.

"Обитатели", 1970 г.

"Времена года", 1975 г.

"Наш век", 1982 г.

"Конец", 1992 г.

"Жизнь", 1992 г.


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.