} ?>

Отзыв на фильм «День гнева», режиссер Карл Теодор Дрейер

08.08.2016

День гнева Постер фильма

“День гнева» Карл Дрейер снял после десятилетнего молчания («Вампир» вышел на экраны в 1932, «День гнева» - в 1943). В 1942 году была еще короткометражная работа «Помощь матерям».

«Вампир» - фильм мистический, «День гнева» - реалистический, это тяжелая драма о жестокосердии и предательстве. «День гнева» - визуальный шедевр; лаконично снят, безупречно сыгран, филигранно смонтирован.

Пожилая женщина

Один из лучших режиссеров за всю историю мирового кино, Карл Теодор Дрейер в своих фильмах всегда был мыслителем, столь же сдержанным в форме высказывания, сколь эмоционально пылким в содержательном плане.

Чтобы обнажить характеры и мотивы поступков своих героев, режиссер удлиняет планы и скрупулезно выстраивает мизансцены. Дрейер мыслит в условиях жесткого монохрома, но избегает полярных оценок. Герои активно действуют – Дрейер пристально наблюдает. В черно-белом контрасте ярче обнажаются последствия выбора своей судьбы. Права на ошибку нет, повторить выбор невозможно.

Пастор

Действие происходит в начале XVII века, в датской провинции. В начале фильма мы видим знахарку Марту, которая пытается укрыться от преследования толпы. Марту обвиняют в колдовстве, приговор утверждает нотариус, он же пастор Абсалон Педерсен, которого женщина напрасно молит о пощаде. После казни Педерсен записывает в своем дневнике: «В этот день, который был исключительно прекрасным, Марта Херлофа была счастливо сожжена». Дальнейшая история происходит с этим пастором и его домочадцами.

У Педерсена взрослый сын, молодая жена и властная мать. Историю нетрудно додумать, она - об измене и мести, вызванной бессердечием, о нетерпимости и забвении любви.

Люди в сумерках

Известный кинокритик, историк мирового кино Жорж Садуль называет фильм «драмой о колдовстве». По его мнению, это «несколько растянутый и торжественный спектакль, выдержанный в духе старых театральных приемов, но обнаруживающий редкое чувство пластичности его постановщика и проникнутый почти мистической тревогой, проходящей через все сцены».

Красивая женщина

Лизбет Мовин в роли Анны

Я думаю, что для Дрейера колдовской мотив - только сюжетный прием, усиливающий иррациональность происходящего. «День гнева» пронизан ветром одиночества и глубокой печали, вызванной духовной прелестью (самообманом). Пастор искренне огорчен греховными людьми, которые живут вокруг, но самого себя он исключает из греховного круга. Конечно, он знает, что грешен, но – по-другому. Догадка о своем нераскаянном грехе приводит к обвалу. Его жена безжалостна к пастору. Мать пастора безжалостна к невестке, как и сын пастора безжалостен к соблазненной им мачехе.

Суд над женщиной

Пастор отомщен. Слезы покорности, слезы нераскаяния на лице молодой жены пастора. Колдовство вместо раскаяния.

День гнева настал.

© Максим Евстифеев

***

"День гнева" / Vredens dag,

драма, Дания,1943 г.

Режиссер - Карл Теодор Дрейер

Сценарий - Поул Кнудсен, Карл Теодор Дрейер

Оператор - Карл Андерссон

Композитор - Поул Ширбек

В главных ролях:

Тиркильд Роос - Абсалом Педерссен

Лизбет Мовин - Анна


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.