} ?>

Отзыв на фильм «Человек с киноаппаратом», режиссер Дзига Вертов

14.08.2016

Постер фильма Человек с киноаппаратом

Так.

В 2012 году тысяча кинокритиков выбирала лучшие фильмы мира. Такие опросы проходят регулярно, в тот раз его инициировал популярный британский журнал о кино Sidht & Sound. Фильм «Человек с киноаппаратом» стал восьмым в списке лучших фильмов всех времен и, вероятно, народов.

Оператор снимает над городом

Двумя годами позже тот же журнал назвал «Человек с киноаппаратом» лучшим документальным фильмом всех времен (народы подразумеваются).

«Человек с киноаппаратом» - двенадцатый фильм Дзиги Вертова, его брата Михаила Кауфмана и его жены Елизаветы Свиловой. Он (они) разошлись не на шутку.

Пиво пенное, человек в кружке пива

Смотреть без перерыва этот недлинный (час с небольшим) фильм – все равно, что быстро закусить за праздничным столом арабского шейха. То есть, это, конечно, возможно, но придется активно бороться с жадностью (читайте – впечатлениями), чтобы не почувствовать себя фраером, которого эта жадность, как известно, загубила.

Фильм великолепен до безумия. И безумие это сродни бешеному азарту мальчишки, который гонит на велосипеде по крутому спуску и крутит педали, не внемля призывам затормозить. Гнать, дышать, терпеть, вертеть, а еще дышать, смотреть… Все одновременно – жадно, жадно, чтобы ощутить поток жизни до головокружения. Нарочно вызвать головокружение, испытать прочность вестибулярного аппарата, чтобы ощутить вихрь жизни.

Рисковый оператор

Конечно, у Вертова надо учиться. Но учиться не тому, как снимать и даже не тому, как монтировать (монтажные фразы стоит изучать у Артавазда Пелешяна). У Дзиги Вертова учишься бесстыжей свободе. Беспринципной. Бесстыжей. Бессовестной. Не требующей никаких условий и ни от чего не зависящей. Впрочем – стоп. Зависящей – от скромной треноги и установленного на ней восьмого чуда света – киноаппарата.

«Свобода приходит нагая, бросая на сердце цветы. И мы, с нею в ногу шагая, беседуем с небом на «ты», - Хлебников.

Наперсточник фокусник

И в «Киноглазе» и в «Человеке с киноаппаратом» есть сцены с фокусником-китайцем. Вот он пиалой накрывает камушек, через секунду поднимает пиалу – под ней мышка. Вот и сам Вертов морочит зрителей, монтирует неподражаемо хаотично, невозможно угадать, какой кадр будет следующим. Он тонко настроен на эффект и эффективность восприятия зрителей. Он восхищен и он восхищает. Его кино избыточно, заразительно и заразно. Дзига Вертов сотоварищи – их тех редких мастеров кинематографа, кто деятельно и страстно изучал природу киноискусства, подвижники и романтики, чудаки и энтузиасты.

© Максим Евстифеев

Кинооператор на южном пляже

 

***

"Человек с киноаппаратом",

авангард, документальный, СССР, 1929

Режиссер - Дзига Вертов

Оператор - Михаил Кауфман

Помощник монтажера - Елизавета Свилова


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.