} ?>

Отзыв на фильм «Каток и скрипка», режиссер А. Тарковский

23.08.2016

Постер фильма Каток и скрипка

“Каток и скрипка» - дипломная работа Андрея Тарковского. Сценарий написан им вместе с Андроном Кончаловским. Оператор – Вадим Юсов. Безыскусная история о дружбе семилетнего мальчонки-скрипача Саши и мужественного Сергея, водителя катка. Эта профессия ведь так и называется – «водитель катка»? Автор хорошо с детства помнит, что «извозчик - водитель кобылы», следовательно, асфальтоукладчик – водитель катка. Но я отклонился от темы.

Мальчик в зеркалах

Игорь Фомченко в роли Саши

Фильм этот ох как непрост.

Начнем с темы. О чем история? - О необходимости мужского воспитания? О дружбе слабого и сильного? О непростых взаимоотношениях человека искусства и человека труда? Искусство и труд здесь в оппозиции – об этом чуть позже. Может, это фильм о том, что в социалистическом обществе только и может существовать свободное искусство? Конечно, это предположение теперь кажется абсурдным, но его вполне можно вывести из строя фильма.

Игорь Фомченко и Владимир Заманский

Музыкант - со скрипкой, мастеровой - с пассатижами

Тарковский – большой хитрец, я полагаю. Он берет милую тему, беззаботно напевает-насвистывает ее мотив. Но как большой художник он то и дело проговаривается.

Вот эпизод, когда шар-баба крушит старое здание. Что же это за здание? Трудно сказать, но чуть дальше ясно виден церковный купол. Начинается проливной дождь. Музыка дикого действия, почти какофония, которая разрешается патетическими нотами. Люди бегут подальше от этого места, укрывшись зонтами. Кое-какие зеваки остаются, среди них и мальчик. Он с восторгом смотрит, как из-за рухнувших стен выступает московская многоэтажка. На протяжении всей сцены мальчишку ищет его старший друг. Мужчина  встревожен – куда пропал мальчик?! И кажется мне, что совсем не случайно в кадре парит тот купол, как и не случайно Тарковский монтирует драматический момент исчезновения мальчика с беспощадной работой крана с шаром-молотом. Все кажется обыденным, но сквозь романтику трудовых достижений и побед так и просвечивает метафора угрозы жизни и хрупкости мира.

Снос зданий

А вот примечательная реплика главного героя – старшего друга. Кто-то называет мальчика «работягой» и герой сразу же поправляет его: «Какой он работяга. Он же музыкант». И хотя интонация вполне сочувственная, если не уважительная, мальчик донельзя оскорблен и бросает в знак протеста батон на землю. На это уже сильно гневается старший друг и со словами: «Твою бы скрипку – об асфальт», уходит прочь. И вновь, кажется – бытовая сцена, а что в ней? Отношение к искусству как к необременительной безделице, впрочем, доступной далеко не всем? Высокомерный отказ художника от хлеба насущного? Главный источник конфликта между «пахарем» и творческим «лежебокой»? Потом, конечно, мальчик сыграет старшему товарищу, и Тарковский покажет, как асфальтоукладчик заслушался и задумался. О чем? Возможно, о своем военном детстве, ведь мужчина попал на фронт мальчишкой, чуть старше музыканта. А ведь это возраст Ивана из следующего фильма Андрея Арсеньевича.

Весенние лужи

Помните, на чем сошлись интересы Саши и Сергея? Это ведь чудо как хорошо! Они договорились вместе пойти в кино, чтобы посмотреть фильм «Чапаев». Гениальное кино «Чапаев» - для всех: искушенных и не очень, людей искусства и людей практической пользы. Андрею Тарковскому хотелось снимать такое кино – для всех. «Каток и скрипка» можно считать декларацией о таком намерении. А можно и не считать. Но в этом коротком метре уже весь будущий Тарковский, поверьте или проверьте. И двоящаяся в зеркалах и лужах реальность, и замечательные диалоговые восьмерки с выразительными деталями, и замечательные блики, сквозящие солнечные зайчики - игры света, если не разума, и блестящие общие планы с визуальной драматургией пространства и времени жизни героев.

© Максим Евстифеев

На площади мальчик и мужчина, весенний день

***

"Каток и скрипка",

короткометражный, лирика, СССР, 1960 г.

Режиссер - Андрей Тарковский

Сценарий - Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский

Оператор - Вадим Юсов

Композитор - Вячеслав Овчинников

В главных ролях:

Игорь Фомченко - Саша

Владимир Заманский - Сергей


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.