} ?>

Отзыв на фильм «Иваново детство», реж. А.Тарковский

26.08.2016

Постер фильм Иваново детство

29 лет было Андрею Тарковскому, когда он снял первый полнометражный фильм.

Тарковский рисковал, когда брался за постановку фильма «Иван». Как известно, предыдущий режиссер не справился с задачей, съемки были остановлены, но затем доверены Тарковскому.

В дневниках режиссера есть запись, что он рискнул, потому что доверял четырем людям: исполнителю роли Ивана четырнадцатилетнему Николаю Бурляеву, оператору Вадиму Юсову, художнику Евгению Черняеву и композитору Вячеславу Овчинникову.

Николай Бурляев в фильме "Иваново детство"

Фильм имел большой международный успех и получил Золотого льва на Венецианском кинофестивале.

Об «Ивановом детстве», как и обо всех фильмах мастера, написано очень много.

Мое же дело – попытаться сказать что-то свое, то, что увидел и почувствовал лично я. Рассказать о своем опыте, как зрителя и человека, получившего кинематографическое образование.

Это не просто зрелая работа одаренного человека. «Иваново детство» рассказано сильным и пластичным киноязыком. Фильм смел, изумительно снят, отважно смонтирован.

Советские солдаты

И в этом фильме Тарковский прокладывает путь к следующему: вспомните эпизод, когда Иван подвешивает упавший колокол. Действие происходит в уцелевшем храме, теперь – временном штабе.

Кружевные панорамы, световая вязь, в этом фильм так много изысканного, беспечного света, который контрастирует с гибельной тьмой ночных разведок Ивана.

Тарковский изумительно выстраивает глубинные мизансцены. В том, как он это делает, как располагает актеров в кадре, как размещает предметы, объекты быта – высокая визуальная культура. Юсов и Тарковский одинаково понимают кино, этот творческий тандем – счастье для обоих.

Мужчина и красивая женщина в березовом лесу

Андрей Тарковский уплотняет время: актеры выходят из кадра и входят вновь через какое-то время в другом месте, ближе или дальше от камеры. Кадры Тарковского-Юсова объемны, они всегда имеют второй, а часто и третий, четвертый план.

Кроме очевидного визуального мастерства в фильме бережно, трепетно выстроены отношения персонажей. История же трагична и Тарковский не допускает в зрителях даже мысли о возможном благополучном разрешении этой военной драмы. В первом сне мама Ивана слышит автоматную очередь, которая раздается в мире реальном. В последнем сне Иван долго бежит по солнечному мелководью – к обугленному дереву. Что дальше? – Тарковскому пока 29, он не знает, что дальше.

На фронте

Но не странно ли говорить о мирах «реальном» и «вымышленном»? Сны Ивана – совершенные поэтические кинофразы.

Фильм исполнен печали и сожаления, робкой нежности, горькой любви.

© Максим Евстифеев

Дети бегут по мелководью в солнечный день

 ***

"Иваново детство",

военная драма, СССР, 1962 г.

Режиссер - Андрей Тарковский

Сценарий - Владимир Богомолов, Михаил Папава

Оператор - Вадим Юсов

Композитор - Вячеслав Овчинников

В главных ролях:

Николай Бурляев - Иван

Валентин Зубков - капитан Холин

Евгений Жариков - старший лейтенант Гальцев

Валентина Малявина - Маша


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.