} ?>

Отзыв о фильме «Страсти по Андрею» / Андрей Рублев, реж. А.Тарковский

30.08.2016

Страсти по Андрею, постер фильма

В первой части святой проходит путь от признания до сомнения.

Во второй – от забвения до самоотречения.

Первая часть «Страстей по Андрею» (так называется полная режиссерская версия, которая идет 205 минут, советую смотреть именно ее) состоит пролога и четырех новелл. Пролог без названия – история одного полета. Отважный человек поднимается в воздух на самодельном воздушном шаре и спустя короткое время разбивается от удара шара о землю.

Первая новелла – «Скоморох. Лето 1400 г.». История о преданном скоморохе.

Вторая новелла – «Феофан Грек. Лето – зима – весна - лето 1405-1406 гг.». В короткой новелле мало событий, но высокая плотность взаимоотношений. Трудные беседы, которые ведут друг с другом Кирилл и Феофан, Кирилл и братия монастыря, Андрей и Даниил, Андрей и Феофан.

Монахи на поле

Третья новелла – «Праздник. Весна 1408 г.». Андрей Рублев наблюдает ночной языческий праздник  и насилие над его участниками рано утром, которое устроил карательный княжеский отряд.

Четвертая новелла – «Страшный суд. 1408 г.». Трагическая история о том, как мастеровые были ослеплены по приказу великого князя. Андрей Рублев переживает творческий кризис. Он не может писать фреску Страшного суда, потому что изображать муки нераскаявшихся грешников – далеко не то же самое, что свидетельствовать о Божией любви. События же с мастеровыми потрясает Андрей и приводят его к первой мысли о бессмысленности творческого труда, плоды которого используется сильными мира сего, чтобы утвердить свою силу и власть. Эта новелла в нравственном отношении - преддверие конца света. Андрею помогает присутствие блаженной девушки, которая горько рыдает над исчерненной стеной белоснежного храма. Это плач неразумного создания над зримым воплощением человеческого греха утешает Андрея. Он пытается отыскать в себе силы не сломиться перед силой греха, из последних сил он хочет верить в силу прощения и любви.

Старый монах

Вторая часть открывается новеллой «Набег. Осень 1408 г.». Горькая картина материального и духовного опустошения. Это конец света в мире, оставленном без Спасителя. Брат предает брата, гордыня затмевает разум, человек превращается в жертву или палача. Андрей Рублев отказывается от своего дара и налагает на себя обет молчания. Творчеству приходит конец, потому  что люди забыли Творца.

Шестая новелла – «Любовь. Зима 1412 г.» Самая странная, как будто проходная, но крайне важная новелла для художественного строя фильма. Кажется, что здесь, в этой новелле – продолжаются страдания Андрея Рублева. Блаженная девушка, которую Рублев спас от ордынца по время набега, теперь уезжает из монастыря с другим татарским воином. Уезжает по своей воле, без всякого принуждения с его стороны. Грех Рублева – он убил того ордынца, чтобы спасти блаженную – оказывается… ненужным? Он как будто лишь отсрочил то, что все равно должно произойти. Но ведь новелла называется «Любовь» - и это, конечно, не ирония, не насмешка. Думаю, это история - о таинственном промысле и о непостижимых путях спасении.

Молодой парнишка

я. Четыре года перед глазами Андрея Рублева была эта девушка, как напоминание о его поступке. И вот приходит момент, когда та, в ком Рублев видит образ своего греха, проявляет волю свободно любить и принимать самостоятельные решения. Пусть – неразумные, бессмысленные, но – свои. И разве это не сопоставимо с неразумным решением самого Рублева отказаться от творческого дара?

Седьмая новелла – «Колокол. Весна – лето – осень – зима – весна 1923-24 гг.» История о Бориске – сыне умершего колокольных дел мастера. Юноша утверждает, что отец передал ему секрет колокольной меди. Потому великий князь поручает юноше, фактически подростку, отлить главный колокол для звонницы. В этой новелле – путь от дерзновенного вызова, который Бориска бросает самом себе, - до глубокого, чистого, победного звона новорожденного колокола. Духовное обновление Андрея Рублева происходит одновременно с тяжелыми трудами Бориски и его соратников. Святой Андрей как будто впитывает непокорный дух творчества и заново учится служению. Христа ради.

Завершают фильмы краски изумительных фресок Андрей Рублева, мы видим лики Святой Троицы – одной из главных духовных святынь нашего отечества.

«Страсти по Андрею» - кино о служении. О художественном даре, как испытании. Об ошибочности представления, что талант – это награда. Даже самый малый дар – это испытание. Это кино – об умалении себя, об отказе от гордыни и амбиций, о самоотречении и Любви, без которой «не можете творить ничесоже».

Монах Рублев

Для меня это не просто значительное кино, это духовный труд режиссера-постановщика и его коллег.

Оказалось, что я очень хорошо помню некоторые эпизоды, интонации героев. Заново пережил тяжелые и прекрасные моменты, заново – с напряженным сосредоточенным вниманием. Я не могу смотреть на смерть животных в кадре, но я уже ничего не скажу по этому поводу. Мое ли дело – судить?

Думаю, что таких фильмов, как «Страсти по Андрею» в мировом кино (времени-пространстве мирового кино) – единицы. И каждый из них на вес духовного преображения тихого зрителя, примиренного с собой и с Богом.

© Максим Евстифеев

Освобождение

***

"Страсти по Андрею" / "Андрей Рублев", 

драма, СССР, 1966 г.

Режиссер - Андрей Тарковский

Сценарий - Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский

Оператор - Вадим Юсов

Композитор - Вячеслав Овчинников

В главных ролях:

Анатолий Солоницын - Андрей Рублев

Николай Бурляев - Бориска

Николай Гринько - Данила Черный

Иван Лапиков - Кирилл

Николай Сергеев - Феофан Грек

Юрий Назаров - Великий князь, Малый князь


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.