} ?>

Отзыв о фильме «Солярис», реж. А.Тарковский

01.09.2016

Постер фильма Солярис

«Солярис» повлиял на меня так, как ни один из виденных мной кинофильмов.

Повлиял на мое мировоззрение, самоощущение, эстетические пристрастия, выбор жизненного пути, отношение к людям и на отношения с женщинами.

На «Солярис» меня повела мама. Она посмотрела этот фильм, потом рассказала мне сюжет. А потом и предложила пойти вместе. Я не помню, какой это был год. В википедии сказано, что фильм был снят в 1972 году. Я думаю, что посмотрел его, когда мне было лет 14-15. Я все понял. Или не все. Не важно. Мне хватило того, что я понял – правильно или не правильно. Но можно ли понять этот фильм неправильно? Можно ли вообще произведение искусства понять неправильно?

Космопилот будущего

Мне немного странно до сих пор, когда говорят, что фильмы Тарковского сложны для восприятия. Я смотрел «Солярис», как зачарованный.

Потом, уже после просмотра, я много-много раз вспоминал сцену в библиотеке. Я вспоминал слова Снаута и тридцать секунд невесомости под хоральную прелюдию Баха и Артемьева с полотнами Питера Брейгеля Мужицкого и томом Сервантеса. Это лучшая для меня сцена в мировом кино.

В сущности, ничего больше и не надо. Ничего больше не надо человеку, кроме этого покоя, невесомости и любви. И искусства – да, искусства, которое отражает Бога в самом тебе.

Предметы под ливнем

И вот что говорит Снаут: «Наука? – Чепуха. В этой ситуации одинаково беспомощны и посредственность и гениальность. Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно… зеркало. Мы бьемся над контактом и никогда не найдем его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек…»

Крис с женой в невесомости

А потом финальные кадры. Где Крис встречается со своим отцом – на Земле или в космосе, на Солярисе? Мне, очень молодому пятнадцатилетнему человеку казалось очевидным, что на Земле. В самом деле, до этой сцены Снаут говорит Крису, что тому пора вернуться домой. А океан Соляриса вокруг родительского дома Криса Кельвина потому, что планета наша – тот же Солярис с возникающими островками любви.

Лист на водной глади

Произведения искусства не надо интерпретировать. Достаточно быть внимательным, очень внимательным. Помните, колыхающиеся водоросли, похожие на длинные пальцы неведомого существа?  А потом сразу – Крис, он стоит спиной к камере, а потом  подходит к замерзшему озеру. Холодные деревья, голые деревья, скованные льдом растения. И только дом все тот же. И собака. И отец. Отца в комнате поливает горячий дождь. От горячей воды поднимается пар, мокнет жилет отца, а он не замечает. Это не метафора, это воспоминания Криса о дожде в его последний день на Земле. Взгляд Криса Кельвина, прижавшегося лбом к стеклу. Отец и дождь, и их встреча на пороге отчего дома – блудный сын вернулся домой. Это не иллюзорное возвращение, которое подарил Крису Солярис. Это дар необходимого. Я призываю тебя, Христос.

© Максим Евстифеев

Возвращение сына

Донатас Банионис в роли Криса

Отец ждет

Николай Гринько в роли отца Криса

***

"Солярис",

фантастика, драма, СССР, 1972 г.

Режиссер - Андрей Тарковский

Сценарий - Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн по роман Станислава Лема

Оператор - Вадим Юсов

Композитор - Эдуард Артемьев, Иоганн-Себастьян Бах

В главных ролях:

Донатас Банионис - Крис Кельвин

Наталья Бондарчук - Хари

Николай Гринько  - отец Криса

Юри Ярвет - Снаут

Анатолий Солоницын - Сарторис

Владислав Дворжецкий - Бертон


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.