} ?>

Отзыв о фильме «Зеркало», режиссер А. Тарковский

04.09.2016

Постер фильма Зеркало

В каждом фильме Тарковского есть мотив, образ из (для) его последующей ленты. В фильмографии Тарковского, конечно, нет случайных работ (не говорю уже «проходных»), но – стройная последовательность кинолент, не рационально выстроенная, но обусловленная духовными исканиями режиссера.

Мальчик из фильма Зеркало

В «Катке и скрипке» Сергей говорит мальчику Саше, что в годы войны он был года на два-три старше его. Значит, Сергей – ребенок войны, духовный брат Ивана из второго фильма Тарковского. Подросший Николай Бурляев сыграл роль Бориски, отлившего колокол. Выбор актера продиктован поисками художественной правды: Иван и Бориска – люди одного нравственного вектора, только в разных жизненных обстоятельствах. В «Андрее Рублеве» возникает персонаж – насельник монастыря, у него микросомия (он маленького роста). Человек ковыляет, спешит за настоятелем с возгласами радости по поводу прощения Кирилла. Трудно забыть персонажа Соляриса, который приходит к Сарториусу – маленького, непропорционального сложенного человека (та же карликовость, микросомия). В «Солярисе» Снаут произносит: «Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало».

Появляется «Зеркало».

Зеркало – чего? Точнее, кто смотрит в зеркало. И с какой целью смотрит?

Влюбленные на траве

Свиданий наших каждое явленье...

В фильме 28 эпизодов (задумали 36, сняли 32). Половина написана драматургом Мишариным, половина – Тарковским. Идеи и образы придумывали сообща, во многом были единодушны. Как можно понять по комментариям Александра Мишарина, сначала хотели рассказать личную историю человека, в судьбе которого отразилась судьба и сегодняшний день страны.

Сняли. Тарковский разложил названия эпизодов в кармашки детской кассы для букв. А вот что было потом… Что-то немыслимое для нынешней системы кинопроизводства. 20 дней Тарковский и Мишарин тасовали карточки, перекладывали их из кармашка в кармашек, чтобы найти единственно возможную образную последовательность.

Дверь в детство

И сложился фильм, который интерпретировать бесполезно, перед которым вербальный и логический интеллект будут пробуксовывать, работать на холостых оборотах и человек или уснет от переутомления или перегорит от раздражительности, поскольку «ничего не понятно».

Сложился фильм о самом важном для режиссера на тот момент времени. «Мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениями с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга», - рассказывал потом Андрей Арсеньевич.

Плачущий мальчик из фильма Зеркало

Когда я юношей посмотрел «Зеркало», у меня почти не было вопросов. Я не утонул в образном океане, выплыл и пошел по жизни дальше – веселый и необремененный духовными исканиями. Но прошли годы, и я смотрю «Зеркало» с трудом. Мой опыт уже не мерцает, а горит ровным огнем и мне трудно совмещать его с гениально запечатленным образом-опытом другого человека. Я хочу подумать – о разных вещах. Возможно, не столько не о себе, сколько о своих чувствах, связанных с близкими людьми...

© Максим Евстифеев

С мамой

***

"Зеркало",

размышление, СССР, 1974 г.

Режиссер - Андрей Тарковский

Сценарий - Александр Мишарин, Андрей Тарковский

Оператор - Георгий Рерберг

Композитор - Эдуард Артемьев

В главных ролях:

Маргарита Терехова, Олег Янковский


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.