} ?>

Отзыв о фильме «Ностальгия», режиссер А. Тарковский

10.09.2016

Постер фильма "Ностальгия"«Ностальгия», кажется, самый печальный фильм Андрея Арсеньевича.

Я не знаю, что писать об этом фильме.

Он такой трудный. Он изматывает. Он много требует от меня (не буду говорить за всех), но от меня – слишком многого. Но я не могу сказать, что он отнимает силы. Он что-то дарует, может быть, возвращает, но это «что-то» - запредельное.

Мне трудно понять, как можно сказать что-то типа «мне нравится «Ностальгия». Мне также трудно понять, как можно утверждать, что «Ностальгия» не нравится. Этот фильм не для того, чтобы как-то к нему относиться.

Пейзажи Италии

Это «голое», то есть, прозрачное кино. И шедевром его назвать… не то, чтобы нельзя, а глупо как-то. Шедевром ведь можно восхищаться, а «Ностальгией» восхищаться невозможно. Это все равно, что прийти после сеанса домой, заварить чаю, пить его с булочками и приговаривать: «Это шедевр. Тарковский – гений». Во всем этом – неправильность, но она необъяснима. Над моими словами можно посмеяться, может быть, даже правильно посмеяться. Но смех, как и слезы ничего не изменят. Это кино не для чувств, возможно. Возможно, оно для тех, кто замер на пороге своей жизни. Ни войти, ни выйти.

Мальчик смотрит на нас

Мне хочется знать, как отнесся бы к моим мыслям режиссер. Но и это не важно. Тарковский только проводник и он знал об этом. И его фильмы – проводники. Они – возможность для меня. Для нас.

Далекая Россия

О другом важно написать. По фильмам Андрея Арсеньевича можно учиться снимать кино. Вы не сможете копировать его режиссерский почерк. Но погрузиться в тайны видения, осмыслить, прочувствовать какие-то важные вещи – можно. Как Тарковский строит кадр, как обживает пространство кадра, как ведут себя актеры – не играют, а сосредоточенно действуют. Каждый раз, пересматривая фильмы Андрея Арсеньевича, изумленно вспоминаешь, что кино – это иллюзия. Что все – иллюзорно. Кванты страдания, кванты бытия.

Мужчина в возрасте

Эрланд Юзефсон в роли Доменико

Русский писатель Горчков

Олег Янковский в роли Горчакова

Этот фильм вызывает сильное беспокойство. Но и примиряет меня с собой. Это жертвенный фильм. И здесь, конечно, нет никаких ответов. Кроме одного предположения:  человек обязан действовать, человек – это сумма поступков. И нужно знать, что поступки могут быть не верными. Доменико сжигает себя, но это не делает его свободным. Андрей пересекает бассейн со свечой, но это не дает ему веру. Был ли у них выбор? Невидимая духовная брань приводит режиссера к мысли о необходимости жертвоприношения. Но отказываясь от жизни, не достигаешь желанной цели. Ты просто сбегаешь в неизведанное. Царство Божие силой берется. Но какой силой? Силой отказа или силой любви? Об этом – следующий фильм.

© Максим Евстифеев

Человек наедине с вечностью

***

"Ностальгия",

драма, Италия, 1983 г.

Режиссер - Андрей Тарковский

Сценарий - Андрей Тарковский, Тонино Гуэрра

Оператор - Джузеппе Ланчи

Музыка - Клод Дебюсси

В главных ролях:

Олег Янковский - Горчаков

Эрланд Юзефсон - Доменико

Домициана Джордана - Эудженио


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.