} ?>

«Самые красивые», реж. Акира Куросава

26.02.2017

Японские девушки в фильме

Второй фильм Куросавы вышел на экраны в 1944 году.

«Самые красивые» (перевод «Самые нежные», по-моему, лучше) – производственная драма. Как если бы в военное Японии снимали «Девчат», напрочь убрали лирические и комедийные мотивы, мужских персонажей оттеснили на периферию и за повышение производительности боролись бы в кадре исключительно девушки.

Но о чем это я? Это уже не «Девчата», а как раз «Самые красивые» - фильм, в котором нет поводов для шуток и смеха.

Японские рабочие

В 1940 году в СССР был снят малоизвестный фильм «Бабы», единственная режиссерская работа Владимира Баталова. В нем рассказывается о женской рыболовецкой бригаде. Лидер бригады – женщина замужняя, в семейной жизни несчастливая. Муж ей изменяет, но после трудовых успехов своей жены отношение его меняется. Как сказано в аннотации, он смотрит на жену другими глазами.

Куросава сантименты отвергает. Японские девушки – мамы будущих самураев. Лирическая сторона жизни тружениц вынесена за киноскобки. Мужчины в фильме – начальники. Все как подбор. Кино начинается с того, что самый главный начальник орет (ну, убедительно так, по-японски громко вещает) по радио о том, что нужно срочно всем повысить производительность труда. Это словосочетание – «производительность труда» за первые десять минут фильма повторяется раз десять. Переводчик не нашел других слов, не в том дело. Девушки тихо возмущены. Дело в том, что мужчинам подняли норму выработки на 100%, а женщинам только на 50%. Дискриминация по половому признаку. Девушки хотят хотя бы три четверти от нормы мужчин.

Беседа в кабинете директора

Композиционное совершенство

Начало фильма поразительное. Куросава изумительно снимает массовку. Статичные кадры тружеников в недвижимых колоннах. Все слушают речь начальника. Потом события разворачиваются так: девушки работают, выясняют друг с другом отношения, для разгрузки играют в волейбол, отстаивают свои права в беседах с мужиками-начальниками и так далее по кругу. Все кадры композиционно безупречны. Я смотрел фильм и вспоминал слова российского режиссера Владимира Хотиненко о том, что как правило он по одному-двум кадрам может определить качество фильма. Здесь кадры – на загляденье.

Японская девушка играет в волейбол

Японские девушки выясняют отношения потрясающе. Они тихо, внятно говорят, пристально смотрят на визави или надолго отводят глаза. А когда мирятся, иногда рыдают и долго просят друг у друга прощения. Я упрощаю, конечно. Там, где советские и итальянские киногероини уже давно, пожалуй, рвали и метали, а то и вцепились друг другу в волосы («Ах, ты, сучка крашена!»), японки бледнеют, деликатно высказывают претензии и бледнеют еще больше, не оскорбили ли собеседницу. Некоторые, вероятно, краснеют, но это не важно. Черно-белое же кино.

Девушки труженицы из Японии

А выясняют они отношения не из-за того, что кто-то манкирует трудовым процессом или сбежал на свидание. А от того, что кто-то скрыл, что болен, чтобы продолжить трудовой подвиг. В финале одна из главных героинь отказывается ехать на родину, чтобы похоронить маму, потому что мама некогда наказала ей, что личные обстоятельства никогда не должны мешать работе.

Фильм завершается долгим крупным планом плачущей девушки, которая склоняется над микроскопом. Она обязана трудиться, это лучшая память о маме. И это - правда. В этом - правда.

Японская девушка

Кино стоит посмотреть. Куросава великолепен.

© Максим Евстифеев

«Самые красивые»,

драма, Япония, 1944 г.

Режиссер и автор сценарий – Акира Куросава

Оператор – Дзёдзи Охара

Композитор – Сэйити Судзуки

В главных ролях – Ёко Ягути, Такаси Симура


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.