} ?>

«Без сожалений о нашей юности», фильм А.Куросавы

13.03.2017

Счастливые молодые японцы отдыхают

Что ж, снова восхищаться. Без восклицательного знака. Снять пафос, по крайней мере.

Посмотреть фильм Куросавы, как прочитать мудрую книгу. Впрочем, не то говорю. Есть нелепое выражение – «книга (фильм) заставляет задуматься…» и т.д. Это странно, поскольку произведение искусства не обладает какой-то собственной волей, вынуждающей или понуждающей человека подумать о чем-либо важном. Режиссер снимает кино, писатель пишет книгу, художник никогда не равен плодам своего творчества (от этого соображения уже смысловая, не говоря уже о речевой, оскомина). Что они есть, эти «плоды»? Ими невозможно насытиться. От них - больший голод, распутица на душе, но и сердечная ясность тоже.

Мужчина несет женщину на руках

 Есть и другое выражение – «исповедальное творчество». Это не тавтология. Один творит, играя. Игра другого – глубинная исповедь. А ведь всякая честная исповедь (опять тавтология) становится проповедью.

Вот и в этом фильме Куросавы я, как зритель, стаю с обнаженной душей перед правдой (правдами), я не могу ничего скрыть – от самого себя, конечно. Я обезоружен, у меня отняли защиту. Все мои ложные, обманные покровы слетели. Куросава меня – лично меня – видит насквозь, просвечивает. Но не изучает, конечно. Он исповедуется, его тревога передается мне. Куросава проводит меня через драматические перипетии к очищающему душу катарсису. Мало кто это умел, умеет в игровом кинематографе.

Молодые японцы из фильма Куросавы

«Без сожалений о нашей юности» - что это? Любовный треугольник на фоне драматических социальных событий? История довоенной Японии на фоне любовного треугольника? Возможно ли определить жанр, не преуменьшая художественную задачу, которую поставил Куросава? Я это сделать не берусь.

Молодые люди отдыхают на траве

Три друга – девушка и двое юношей – испытывают друг к другу искреннюю симпатию. Молодые люди участвуют в студенческом протестном движении, их пути расходятся, потом вновь сходятся. Девушка и один из юношей живут семьей, потом его арестовывают, в тюрьме он умирает. Девушка уезжает к родителям умершего мужа, просит разрешения остаться у них и трудится с ними, не покладая рук. Слушайте, это же скучный мелодраматический сюжет, такой бы отвергли в качестве основы даже для современного телевизионного сериала. А во что превратил этот сюжет отважный японец – посмотрите.

Девушка японка сажает рис

Фильм семидесятилетней давности – живой вулкан, не оставляющий никаких сожалений о вашей, нашей, моей юности.

Радость сквозь слезы

Актриса Сэцуко Хара

И очень хороша Сэцуко Хара – очаровательная девушка, мощная актриса.

© Максим Евстифеев

«Без сожаления о нашей юности»,

драма, Япония, 1946

Режиссер – Акира Куросава

Сценарий – Акира Куросава, Эйдзиро Хисаита, Кэйдзи Мацудзаки

Оператор – Асакадзу Накаи

Композитор – Тадаси Хаттори

В главных ролях: Сэцуко Хара, Сусуми Фудзита, Дэндзиро Окоти.


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.